ТРОЯ (TROY)
Мария
Гаврилина-мл.
Режиссер:
Вольфганг Петерсен («Подводная лодка»\ «Das Boot»)
В ролях:
Бред Питт, Эрик Бана, Питер О'Тул, Орландо Блум, Шон Бин и др.
Некоторые
зрители после просмотра язвительно говорили, что фильм снят исключительно для
того, чтобы американцы знали краткое содержание «Илиады». Древнегреческий
антураж в каком-то отношении мешает: фильм начинает восприниматься менее
серьезно, чем стоило бы. Наверное,
действует некоторое предубеждение против всего, что слишком уж далеко от нашей
действительности — сказок, фантастики, фэнтези и иже с ними.
Возможно, в других декорациях (скажем, Второй мировой войны) все персонажи
воспринимались бы всеми серьезнее.
Сюжет в
общих чертах известен всем. Троянский царевич Парис (Орладно Блум) похищает
жену царя Спарты Менелая. Тот, естественно, не стал терпеть такое оскорбление и
с помощью своего брата Агамемнона собрал всех греков и отправился войной на Трою.
Война шла десять лет. Погибло много людей, прежде чем Трою удалось взять с помощью хитрости
Одиссея. Разумеется, сюжет был слегка упрощен. Например, здесь не будет долгих
выяснений отношений между богами. Упрощены различные родственные связи, сложностью
которых так славится вся греческая мифология. А в остальном — все
очень тщательно и скрупулезно. Пара деталей: одного из троянцев, бежавших из
горящего города звали Энеем, причем он нес на себе старика. Сцена явно сделана
с прицелом на тех, кто «в курсе»: троянец по имени Эней бежал из города, унося
на себе своего старика-отца — Анхиза. Впоследствии он стал во главе
спасшихся троянцев и отправился в Италию, а его потомки стали основателями
Рима. Еще одна интересная деталька связана с Генрихом Шлиманом, который всю
свою жизнь посвятил поиску Трои и в конце концов нашел ее. Одно время в Москве
даже выставка была: «Золото Трои». Правда, позже исследователи выяснили: то,
что нашел Шлиман, было не совсем золото и не совсем той Трои, которая описана в
«Илиаде» (исторический период другой), но это уже тонкости. Так вот: обратите
внимание на золотые диадемы некоторых придворных дам: точная копия тех, что
были найдены Шлиманом.
В процессе
экранизации кроме небольших изменений сюжета режиссер может только расставить
акценты, что и сделал В. Петерсен. Главные герои в фильме — Гектор
(Эрик Бана) и Ахиллес (Бред Питт). Два воина, каждый по-своему прав, поэтому
становится непонятно «за кого болеть». Ахиллес — воин по своему предназначению,
которое часто его тяготит (монологи в духе «и мальчики кровавые в глазах»), но
вместе с тем, другая жизнь не для него и он рвется в бой несмотря ни на что. Он
сражается ради воинской славы, а не ради власти, богатства или еще чего-то,
поэтому подчиняться чьему-либо приказу он отказывается. Гектор предан своей
семье и своему городу и для того, чтобы их защитить он сделает все. Так же, как
и Ахилл, он мало внимания обращает на разговоры о богах и о предзнаменованиях и
оценивает шансы на победу исходя из своего опыта.
Второстепенные
персонажи на фоне такого дуэта естественно будут смотреться бледнее. Орландо
Блум выглядит не слишком героически: смазливый мальчишка, у которого кроме
юношеской энергии нет ничего. Чего стоит бой с Менелаем! Со стороны Одиссея
(Шон Бин) — только несколько ироничных комментариев всего происходящего и
легендарное выдумывание не менее легендарного коня. Но, собственно, с чего бы
ему слишком сильно мелькать? Про него отдельная книжка есть, а здесь пускай
красуются другие.
Единственные
чересчур плоские персонажи — это цари, Агамемнон и Приам. Слишком уж неприкрыта
жажда власти первого и благородство и великодушие второго.
Самой
многообещающей частью всех трейлеров были бои и флот. Панорамы наглядно
иллюстрируют фразу «на сколько хватает глаз». Флот настолько большой, что в
кадр просто не умещается, и тучи людей (сразу в голове мелькает вопрос: а
сколько же это в штуках будет?). Лучники-всадники, огненные шары, укрепления на
побережье — смотри и радуйся. Особенно мне понравилась манера вести сражения:
насколько все чинно и благородно, как соблюдаются все джентельменские
соглашения вроде двенадцатидневного перемирия из-за траура.
Фильм стал
хорошим поводом перечитать «Илиаду», потому что фильм получился очень
интересным. Осталась выяснить, какая часть того, что мне понравилось, заслуга
Гомера, а какая режиссера и сценариста.
21 июня
2004 года
Еще: