ФИЛЬМ О МУЖСКИХ СЛАБОСТЯХ
Мария
Гаврилина
Что бы кто
ни говорил, «Троя» — это фильм для мальчиков. Для обязательного и
неоднократного просмотра. Все, что можно было сказать о войне как о величине
абсолютной, сказано. Все, что можно было сказать о мужчинах, сказано.
Первая
легендарная война человечества, описанная в мифах и литературе с максимальными
подробностями, подана как образец мужской силы и слабости, глупости и
благородства. Даже отклонения от исторического сюжета и известных фактов не
напрягают, поскольку работают на образ войны, на мысль, на идею. А она —
извечна: брат будет убивать брата из
мести и конца этому не будет.
Вторая же
мысль — все это порождение мужских слабостей, которые служат и причиной и оправданием
бесконечного убийства. И хотя каждый пытается оправдать свои поступки, причины
их очевидны, а последствия непоправимы.
Слабость
первая — женщины. Именно женщина, пусть даже самая прекрасная в Греции,
становится причиной вероломства Париса и поводом (подчеркиваю — не причиной)
для войны. Женщина, даже будучи военным трофеем, становится одним из предметов
спора Ахиллеса с Агамемноном. Она же становится причиной гибели Ахиллеса,
поскольку именно ее он искал и пытался спасти, вынужденный слоняться по Трое,
утратив элементарную бдительность.
Слабость
вторая — жажда власти. Она движет Агамемноном. Его цель — покорение как можно
большего количества царств и подчинение как можно большего количества войск. Он
не скрывает этого с самого начала фильма. Будучи верховным главнокомандующим
объединенного греческого войска, даже когда «официальный» повод войны исчезает
со смертью Менелая, Агамемнон продолжает кровавую распрю, поскольку его цели не
достигнуты.
Третья
слабость — жажда мести, иногда оправдываемая понятием чести. Это мотив Менелая,
оскорбленного поведением, кстати, не даже жены (о ней он вообще мало говорит),
а другого мужчины. Тут важно, наверное, и то, что он, царь, оскорблен царевичем
(мелкое тщеславие — тоже слабость). Месть движет и Ахиллесом, вызывающим на
дуэль Гектора за смерть Патрокла. Из мести Парис разыскивает и исподтишка, в
момент любовного поцелуя, убивает в горящей Трое Ахиллеса. Удивительно и гадко:
на алтарь своей любви царевич положил целый город и сотни тысяч пострадавших
прямо и косвенно, а чужой любви не оставил шансов.
Четвертая
слабость — жажда славы. Особенно в веках. Это основной мотив Ахиллеса. Его
никто не заставлял идти на войну. Ему предлагали, но не вынуждали. Его личного
интереса — ни территориального, ни мстительного — не было. Мать ему нарисовала
две перспективы: одну — память через собственных потомков, вторую — память в
истории. Он выбрал вторую. И, кстати, прельщает его именно собственная слава,
но никак не слава царя, под чьим предводительством он вынужден выступать. Ему
претит воевать за Агамемнона («Он мне не царь», — говорить презрительно
Ахиллес), этому же он учит Патрокла, жаждущего сражаться, которому Ахиллес
объясняет, что для гибели должна быть веская причина, и ни слава царя, ни
приказ военачальника таковыми не являются. Запомнилась и саркастическая мысль
великого воина: если бы цари воевали сами, вот была бы потеха.
Удовлетворить
все эти слабости можно только победой и любой ценой: кражей, хитростью,
напором, уловками, жертвами. Все будет оправдано. Жаль, что бесконечно.
А потому
фильм надо показывать и показывать. Именно мальчикам, чтобы видели, к чему
приводят их слабости. И показывать в глубоком детстве, как только становятся
способными воспринимать кино, и с нужными комментариями. Как показал опыт,
испорченные взрослые смотрят фильм как простой нудный набор неполноценно
сексуальных красивых картинок, абсолютно не переживая события. Некоторые — даже
смеясь.
Ценность
же фильма абсолютна и благородна, а жуткая истина, поданная в красивой,
красочной оболочке очевидна: мужские
слабости приводят к гибели сотен тысяч невинных людей, и конца этому, если
слабости не усмирять, не будет.
19 июня
2004 года
Еще: