12. УРОК СОЗИДАНИЯ
Мой отец был серьезно болен, слаб.
Находился на лечении и заодно у нас к гостях.
Как-то вечером он слабым голосом
спросил, кому он нужен такой и стоило ли жить в этой слабости.
Я его попросил заняться внуками. Они располагались втроем в одной комнате (наша семья из пяти
человек жила в двухкомнатной «хрущевке» — по иронии
судьбы на каждого из нас приходилось по 6 с небольшим метров, т. е. государство
нас обеспечило полностью Мы даже не могли встать в очередь на улучшение —
социализм).
Детям было: Косте 5, Севе 7, Леше
12 лет.
В комнате у них был привычный
бардак, все разбросано, хотя бы в силу того, что вещи просто не помещались. На
полу ровным слоем лежали игрушки, вещи и пр.
Каждый из сыновей не мог выбрать свои вещи из груды и поэтому убрать было
практически невозможно.
Убирали мы с женой по выходным. Это
было «что-то». Сродни чистке авгиевых конюшен.
И вот отец занялся этой «проблемой».
Он лежал тихий и больной, подозвал
внуков и спросил, кто из них может навести порядок в комнате. Все отказались
кроме Севы. Он согласился, только попросил ему не мешать при этом и закрыть
дверь.
Через 2—3 часа (вечность для семилетнего) он все прибрал.
Дед подозвал в очередной раз внуков
и сказал им, что люди делятся на созидателей, исполнителей и разрушителей. Сева
— созидатель, он создал порядок. И деде попросил
внуков быть хотя бы исполнителями — поддерживать порядок, не разрушать. Для
этого предложил внукам поочередно (по дням) дежурить — убирать.
И все дни, пока отец был у нас,
дети (внуки) поддерживали порядок. Не из-под палки, нет, им было приятно. Дед
преподнес урок созидания не только внукам, но и нам, детям.
Я до сих пор с благодарностью
вспоминаю этот урок, урок на всю жизнь.
Сколько раз этот случай подсказывал
мне, как поступать, как относиться к людям, как объяснить происходящее с нами,
как настроиться на созидание. Можно быть созидателем или исполнителем — это
конструктивно, но быть разрушителем просто убийственно.
На работе ли, в быту ли.