ВОЗВРАЩЕНИЕ
Мария Гаврилина-мл.
После двенадцатилетнего отсутствия отец возвращается к своей
семье и на следующий же день отправляется с сыновьями — Андреем и Ваней — в
небольшое путешествие, чтобы «побыть вместе».
Эта неделя становится большим испытанием для всех и в особенности для
мальчиков. Ваня не скрывает своей неприязни к незнакомому человеку. Его можно
понять: кто их отец такой, где он был все это время, почему вдруг вернулся
назад? А хуже становится от того, что этот чужой человек обращается с сыновьями
сурово, деспотично, иногда даже жестоко. Неприязнь
доходит до такой степени, что однажды Ваня заявляет брату: «Еще раз тронет —
убью».
Между отцом и Ваней оказывается Андрей: брату сочувствует,
любит его, к отцу старается относиться как к отцу, но, тем не менее, любимцем
не становится.
И отец. Непонятный, ничего не
объясняющий, сдержанный. Очень редко в нем проскальзывает что-то открытое,
живое. Слишком редко, и, может быть, поэтому все получилось так, как
получилось.
Кульминационная сцена на вышке сделана гениально — в своей
простоте. Ни «соответствующей» музыки, ни каких-то особых изысков. Все просто и
лаконично. Хочется сказать: прямо как в жизни.
Ведь в жизни все так и происходит: когда меньше всего
ожидаешь, когда еще чуть-чуть — и все получится, ломается доска — и больше уже
ничего не сделать, не исправить ошибок.
Стал ли отец для них близким за эту неделю, что они провели
вместе? Думаю, что да. Ведь что-то заставило их крикнуть: «Папа!»
Мне очень сложно разобрать этот фильм «по косточкам». Это
притча. А притчи, как известно, воспринимаются лучше, когда ты читаешь/смотришь их такими, какие они есть. При пересказе
очень многое теряется. Все переживания, всю глубину можно понять только
посмотрев.
28
октября 2003 года