ПЕРО
МАРКИЗА ДЕ САДА
М.
Гаврилина-мл.
Речь
идет о последних годах жизни знаменитого маркиза. Заточенный в сумасшедший дом,
он продолжает писать свои произведения, которые тайно отправляет в мир с
помощью прачки Мадлен. На свободе романы, которые заинтересованные издатели
печатают в подпольных типографиях, пользуются огромной популярностью. В один
прекрасный момент император это, наконец, замечает и решает «излечить» маркиза
от его «болезни», для чего посылает в помощь аббату Коломье,
смотрителю Шарантонской больницы, доктора Ройе-Коллара.
Фильм
поставлен по пьесе, так что документальности в нем мало. Это скорее взгляд на проблему Писателя, для которого то, что он
пишет, составляет главное в жизни, без чего он не может существовать в
буквальном смысле слова.
В
Шарантоне жизнь течет спокойно и размеренно, царит
относительная гармония и порядок. Аббат Коломье лечит своих пациентов с помощью искусства, помогая
им через творчество давать выход тому, что сидит у них в сознании. Для маркиза
такая терапия состоит в том, что он продолжает писать свои произведения. Но ему
мало просто писать: его произведения должны жить, дойти до читателя. Зачем?
Чтобы читатель увидел «самое плохое, что есть в природе человека». Для маркиза
его книги — гротеск, в котором есть доля
истины, ведь в каждом свои демоны и нужно не забывать об этом и «защищать душу
от растления».
Однако
для многих книги маркиза — не более чем энциклопедия извращений, а сам автор —
исчадие ада. Как, к примеру, для доктора Ройе-Коллара
— воплощение лицемерия, который, впрочем, этого даже не замечает: «Мы просто
приподняли зеркало, поднесли к нему, и он не узнал сам себя».
Прачка
Мадлен, напротив, восхищается маркизом, ведь для нее он — Писатель. Она
помогает ему, поддерживает его, читает его произведения, но в то же время очень
четко понимает, что многое можно делать только в книгах, и отвергает его
домогательства. «Я представляю себя на месте каждой проститутки, каждого убийцы… Не будь этих ужасных женщин, быть может, я бы не была
нормальным человеком в жизни», — говорит она. Доктор и Мадлен — два разных
взгляда на маркиза и его творчество.
Совершенно особенный персонаж — это аббат. Он не читает произведения
маркиза, потому что «это невозможно читать». Для него маркиз — друг, интересный
собеседник, заблудшая душа, которую надо постараться спасти, и аббат старается
мягко и аккуратно это сделать. Он всем своим существованием пытается
опровергнуть то, о чем пишет маркиз. «Он наивен», — говорят о нем. Возможно,
это так. Скорее, он старается в каждом видеть светлые стороны, относиться ко
всем с любовью, но при этом отнюдь не глуп и не слабохарактерен.
Когда
в больнице появляется доктор, ситуация резко меняется. Аббат становится орудием
в руках доктора, который принуждает его к крайним мерам усмирения маркиза, не
стремясь ничего понять, ни в чем разобраться.
Аббату,
в конце концов, пришлось столкнуться с маркизом, у которого отобрали
возможность писать и который начал выплескивать все, что сидит у него в голове,
на окружающих. Отлично зная слабое место
аббата — любовь к Мадлен, — маркиз бьет по нему каждый раз, когда аббат
пытается помешать ему писать. Одна из самых ярких сцен
этой борьбы — когда аббат оставляет маркиза без одежды.
Аббат
слишком поздно понимает, что ему пытался сказать маркиз, — только когда сам
оказывается в камере. Тогда же он находит и ответ на вопрос, зачем писал
маркиз: «Только опустившись на самое дно человеческой души, мы сможем понять
всю многогранность человека»…
Цитаты:
«Мои
романы — они как биение сердца».
«Он
молод, он идеалист», «знаете, идеализм — это последняя слабость молодости».
«Ангелы
и демоны вместе обитают на земле. Все, что нам остается — защищать свою душу от
растления».
«Чтобы
познать добродетель, надо столкнуться со злом».
«Он
писатель, а не сумасшедший».
«Возьмите
перо и записывайте все на бумаге, чтобы это зло не преследовало вас в жизни».
«Здесь
все самое плохое, что может быть в природе человека».
«Я
должен писать».
«Обрел
свободу там, где ее не может быть: на дне чернильницы».
«Неужели
вы не верите в собственное лекарство?»
2003 год