МАТРИЦА
В ДЕЙСТВИИ
Мария Гаврилина – мл.
Евгений Гулюгин
Ощущение
под названием «ошибка матрицы» при просмотре большей части новых фильмов
возникает все чаще. Знакомые сюжеты, персонажи, названия… Речь не о штампах,
которые уже можно коллекционировать в отдельном Музее Знаменитых Киноглупостей Мира, а именно о повторном использовании
образов и сюжетов, создании так называемых «продолжений».
Это
вообще песня отдельная. На нашей памяти только у одного фильма продолжения
ничуть не слабее чем первая часть — это легендарный «Назад
в Будущее». Все остальное куда более печально, потому что, как правило, все
вторые части (без которых не обходится ни один блокбастер)
с каждым годом становятся всё более похожи на результат безумного эксперимента
по превращению велосипеда в телевизор, стиральную машинку, микроволновую печь и
аппарат по производству поп-корна
одновременно.
«Терминатор-3»
занимает почетное первое место в хит-параде подобного творчества
Гильдии Неутомимых Сценаристов мануфактурной Фабрики Грез.
Следующий
пункт — римейки — напоминает попытку нагло проехать по аккуратной тропинке
кино-первопроходцев на тяжёлом и неповоротливом вездеходе, гусеницами давя и
уничтожая всё подряд: беззащитные идеи, оригинальные находки, индивидуальные
особенности стиля. Единственное приятное исключение из
этого правила — «Одиннадцать Друзей Оушена»,
остальное остается на уровне недавно переснятого «Фанфана-Тюльпана».
Еще
имеет место использование уже сложившихся образов. Лавры агента 007 многим не
дают покоя и с настораживающим постоянством появляются «Дети Шпионов», «Ангелы
Чарли», «Агент Коди Бенкс»
и так далее, и так далее, и так далее. Армии клонированных
супер-шпионов хватит для заселения небольшого шпионского
городка по соседству с аналогичным городком супер-злодеев.
Конечно,
можно обвинить создателей фильмов в том, что они «исписались», «идут по пути
наименьшего сопротивления», но делать это не этично, да и не есть правильно.
Ибо кто-то же смотрит эти фильмы. Более того, эти новоявленные шедевры собирают
миллионы долларов по всем кинотеатрам мира. Видимо, зрителю просто нравится
получать простой незамысловатый кино-бургер с
совершенно неудобоваримыми компонентами. Помнится, некто сказал, что большинство
современных фильмов во многом напоминает фаст-фуд:
быстро, просто и без особого напряжения. Съел, забыл и пошёл. Об этой пище
вспоминаешь лишь в сочетании брезгливого удивления, после непроизвольной
произведённой отрыжки.
11 февраля 2004 года