В ИСТОРИИ
НЕРАЗРЫВНЫ
Мария Гаврилина
«Мы — с Автотракторного факультета». К 60-летию
Автотракторного факультета ЮУрГУ. — Челябинск: изд-во «АБРИС», 2003.
Бывают книги, похожие на окна: прочитаешь ее — как в проем посмотрел. Закрыл — и в памяти остается
ощущение отчужденности, отстраненности, чужести
узнанной истории. Было что-то с кем-то, да, поучительно, но так и осталось — «с
кем-то».
Книга об одном из двух старейших факультетов Южно-Уральского
государственного университета, названная строкой из студенческого гимна «Мы — с Автотракторного факультета», вызывает ощущение
бесконечности человеческих и исторических связей, переплетенности
всех со всеми и всего со всем. Посвященный одному факультету, этот
историко-литературный проект не имеет ничего общего с традиционными проспектами
и брошюрами, рассказывающими о том или ином образовательном учреждении или его
подразделении. Удивительно, что внутреннее пространство книги, благодаря не
только материалу, но и авторам, бесконечно выходит за территориальные рамки не
только родного вуза, но и города и даже страны, а хронологически охватывает
последние 60 лет — всю жизнь факультета, создавая картину нескольких исторических
эпох. Свобода авторов и истинно инженерно-конструкторский подход к решению
задачи делает стилистическую эклектику книги гармоничной, цельной и оправданной
масштабностью представленного материала.
Вуз, ныне известный как Южно-Уральский госуниверситет,
более сорока лет для всех был, а для выпускников 1951—1996 годов навсегда останется
Челябинским политехническим институтом — ЧПИ. Создан
же он был как Челябинский механико-машиностроительный институт (ЧММИ). Первоначальное
его назначение — подготовка кадров для танковой промышленности, сконцентрированной
в Челябинске и области с началом войны. Читая книгу, понимаешь: без автотракторного
факультета вуз бы не состоялся, а не появился бы — без Челябинского тракторного
завода (ЧТЗ), на базе которого в годы второй мировой
войны было налажено производство лучших в то время легких танков — Т-34. И это
отнюдь не юбилейное искажение действительности. Только от перечисления имен
людей, способствовавших созданию вуза и обучавших первых студентов, захватывает
дух. Достаточно сказать, что первым заведующим
основной кафедры факультета и института — «Танки» — был Николай Леонидович
Духов — создатель целого семейства тяжелых танков, после войны руководивший
конструкторскими работами по созданию водородной бомбы. На факультете работал и некоторое время был его деканом Михаил Федорович Балжи — конструктор тяжелых и плавающих танков,
исследователь ходовой части машин. «Закон выгорания Вибе»
тоже был открыт на Автотракторном факультете — Иваном Ивановичем Вибе.
«Кузница инженерных кадров» (это и название первой части) подана
не только через перечень фактов и цитирование документов. После экскурса в историю
факультета следует подборка заметок о кафедрах, портреты и автопортреты
преподавателей, ныне здравствующих и уже ушедших. И все носит личностный характер.
Официальных текстов практически нет. Книга построена как сборник статей, эссе,
воспоминаний. Подписи красноречивей слов: имярек, выпуск-46, 49, 59… Впечатляет. Потому что за этим — работа авторов-составителей,
тоже выпускников-атэшников: Валентина Александровича
Путина и Александра Павловича Моисеева, трудный поиск выпускников по всей
стране, уговаривание поделиться воспоминаниями, материалами, фотографиями, бережное
записывание рассказанного.
На фоне разговоров о тяжелой жизни современных студентов
нельзя не «пропустить через себя» рассказ о первых годах вуза и факультета:
«Этот [1944/45 — М.Г.] учебный год проходил уже в здании универмага
«Детский мир», где в войну находился наркомат танкостроения…
После выезда наркомата в Москву ЧММИ занял весь первый этаж, который
разделили дощатыми перегородками. На южной стороне, со
стороны улицы Спартака (ныне проспект имени Ленина), — аудитории, на северной —
общежитие студентов и преподавателей. Было очень тесно, студенты спали
даже на окнах…» Из воспоминаний о 50-х, когда уже были построены главное здание
вуза и общежития: «Вроде бы тесно. Пять коек, и лишь стол посередине. Так ведь
мы здесь, по сути, лишь ночевали и друг друга почти не видели. Настолько полна
была студенческая жизнь. Лекции, практические, курсовые, библиотека, субботники,
воскресники, секции, кружки, самообслуживание, подготовка к экзаменам, сессия, практика,
уборочная, вечера, танцы… А это еще не все, что помню.
Да разве все упомнишь. Даже чаевничать в комнате не было заведено»,
— пишет выпускник факультета 1961 года Александр Моисеев.
Удивительно, как из мелочей, деталей, отдельных фраз
складывается не только портрет факультета, но и портрет определенной эпохи и
отрасли. Миниатюра о докторе технических наук, профессоре Вере Сергеевне Морозовой,
юность которой прошла в оттепельных 60-х: «Получив отказ
из всех учебных заведений, готовящих штурманов дальнего плавания, Вера
Румянцева [девичья фамилия героини — М.Г.] поступает на Автотракторный факультет.
Выбор был не случайным. Семья Румянцевых прибыла в Челябинск,
эвакуировавшись вместе с заводом, поскольку Сергей Александрович еще до войны
работал вместе с будущими четэзэвцами над мотором
В-2, который впоследствии стал основным двигателем танков, а мама Антонина
Петровна собирала первые харьковские самолеты…» Занятием своей жизни Вера
Сергеевна выбрала совершенствование топливоподачи двигателя внутреннего
сгорания. Кандидатская, докторская… Последняя,
кстати, защищена в МВТУ им. Баумана — самом
авторитетном для технарей учреждении страны, дабы
мужчины не подумали, что женщина ищет, где полегче. Чтобы внедрить свое изобретение,
Вере Сергеевне пришлось обивать пороги 8 министерств, множества ведомств,
комитетов и управлений, доказывать мужчинам преимущества новой системы
топливоподачи, которая позволяет использовать несколько различных видов
топлива. Маленький очерк — целая жизнь, проблемы целой системы и стереотипов.
При нынешнем отношении к военной службе нельзя обойти две
маленькие главки про сборы в танковых войсках. Автотракторный факультет и
танковая военная кафедра вуза неразрывны в силу специфики и происхождения
факультета, и одного из его направлений — танкостроения. Уважение, дань
заслугам работающих на танковой кафедре офицеров и их героизму (многие —
участники различных боевых действий) наполняют каждую
строку рассказывающих об этой части факультетской жизни эссе.
Вуз, как известно, стоит на двух китах — учебе и науке.
Научным школам факультета — особое внимание, ведь благодаря их исследованиям и
достижениям развивается и совершенствуется техника, производство. Среди
создателей крупных школ Давид Аронович Гохфельд, занимавшийся
вопросами прочности материалов, и Александр Тимофеевич Полецкий,
создавший гидродинамическую теорию смазки. Авторы рассказывают и о других
научных школах. Интересно другое: многие из них, сложившихся на Автотракторном
факультете, со временем разрослись и «распространились» на другие факультеты ЧПИ, став их научной, а порой и организационной основой. Ученые
выходят за рамки узких исследований и проблем, а вслед за научной мыслью
развивается вуз — что может быть нагляднее, чтобы показать величие и
масштабность человеческой идеи. Не зря заключительная статья этой части называется
«Забвение нашим учителям не грозит».
Вторая часть — «С дипломами АТ
по жизни» — о том, чего можно достигнуть с дипломом Автотракторного
факультета ЧММИ-ЧПИ-ЮУрГУ. Здесь апофеоз промышленности:
назовите любой завод страны, имеющий отношение к тому, что движется по земле, и
там найдутся выпускники факультета. Среди них генеральные директора и главные
конструкторы, начальники КБ и автохозяйств, в том числе — генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» Виталий Андреевич Вильчик.
Невольно приходит в голову мысль: выпустить такую книгу на
фоне общего недовольства отечественным автомобилестроением — довольно рискованное
занятие. С гордостью рассказывать о том, где и как работают выпускники
факультета, — значит практически взять на себя ответственность за состояние
отрасли. С другой стороны, возможно, наши автомобили до сих пор ездят
именно по нашим дорогам только благодаря тому, что разработками их узлов
занимаются наши инженеры…
Эта часть книги — каталог не только заводов. Она —
своеобразный очерк по истории отечественной наземной техники всех видов. И — беспристрастный
рассказ о наших проблемах, причем не без иронии: «Основные зарубежные автомобильные
фирмы обязательно имеют свои полигоны, а то и несколько, как мне, например,
довелось увидеть в Америке у «Дженерал Моторс». Мы же вплоть до последнего времени имели, по сути
дела, единственный полигон, отвечающий современным
требованиями, — в Дмитрове под Москвой. Но и он стал тесен, порядком устарел за
30 лет своей жизни. К тому же люди наши сидели в Дмитрове месяцами, в отрыве от
дома, тут уж никогда добра не жди. Шли массовые жалобы жен, распадались семьи… Решили, что нужен свой полигон…
Начали срочно искать место вблизи Тольятти с максимальной
привязкой к имеющемуся ландшафту, чтобы вписаться в него, избежать дополнительных
работ. Остановились на Сосновке.
Думаю, американцы из космоса наш полигон засекли и на
заметку взяли. Еще бы, в стране разруха, почти все стройки остановились, а
здесь, в 45 километрах от Тольятти, техника степь утюжит, горы земли с места на
место переезжают. Объем земляных работ только на скоростной дороге превысил
миллион кубометров, что соизмеримо с тем, что было выполнено в свое время по
основным объектам ВАЗа…», — рассказывает Анатолий Акоев, выпускник 1965 года, начальник управления испытаний
и доводки автомобилей на АВТОВАЗе.
Грузовики, легковушки, мотоциклы, автобусы, танки, тягачи,
прицепы… Везде — атэшники ЧПИ-ЮУрГУ.
Авторы пишут: «Во все времена АТ-факультет
был не просто кузницей инженерных кадров, но и школой организаторов,
руководителей и не только производства, но и органов власти. Отнесем сюда и
парторганы, которые в советские времена теоретически относились к общественной
жизни и организациям, фактически же были органами власти — одной из форм «диктатуры пролетариата»». И следует
серия эссе о выпускниках, достигших вершин в этой сфере жизни. А почему бы и
нет? Факультет вправе гордиться своими воспитанниками, известными не только на малой
родине. Один из них — Валерий Карлович Гартунг, лидер
партии пенсионеров, депутат Госдумы.
Следующая часть книги — «Не учебой единой…».
Ясно, что студенты во все времена не только учатся, но и самовыражаются всеми доступными способами.
Сначала — о трудовых семестрах: «Жили мы туго, постоянно
подрабатывали на разгрузке вагонов с цементом, зерном, пиломатериалами. Ну и,
конечно, на постоянной нашей кормилице — овощной базе, что была за стадионом.
Расчистка железнодорожных путей после снежных заносов, строительство института
— это уже на энтузиазме, никто не платил, но никто и не спорил. Полагалось — и
всё тут. Для себя строим», — воспоминает выпускник 1956 года А. Радченко.
Согласитесь, на фоне охватившего всех «ничего бесплатно не бывает» такие
воспоминания — пример утраченного подхода к жизни, и красивого подхода,
возвышающего над меркантильными интересами.
После обзорных материалов о спортивных достижениях
факультета следуют небольшие эссе о выпускниках, достигших особых результатов.
Диплом АТ факультета получил Анатолий Караваев —
чемпион мира 1995 года по судомодельному спорту. Среди шахматистов, внесших
вклад в развитие этого интеллектуального вида спорта, выпускник 1972 года, международный
гроссмейстер Евгений Свешников, чье имя увековечено в названии разработанного им
варианта сицилианской защиты, известного еще как
«челябинский вариант».
Как ни банально-официально звучит,
не лишены воспитательного веса рассказы и о тех, кто, получив диплом инженера и
отработав положенные по распределению годы на производстве, реализовал себя в
других сферах жизни. Если бы нынешние родители почаще
вспоминали, как получали распределение и работали положенные три года, чтобы
«отработать» затраты государства на свое образование, а нынешние студенты и
абитуриенты побольше об этом узнавали, возможно, вопрос о системе кредитования
и возврата стоимости обучения не возникал бы. Все уже было. И не так уж и
плохо.
В конце концов, с получением диплома жизнь не
заканчивается, а только начинается. Читая о выпускниках
факультета, которые стали журналистами, фотографами, писателями, издателями,
танцорами, актерами, режиссерами и даже музыкантами, невольно начинаешь понимать,
что любое образование — только старт, но не крест. Нина Пикулева (выпуск 1975 года) — детская поэтесса, лауреат премии
Льва Толстого, Юрий Бобков (выпуск 1975 года) — главный режиссер театра
«Манекен», известного не только в стране, но и за рубежом. Ольга Пона (выпуск 1981 года) — педагог и хореограф, ее спектакли
дважды отмечены премией «Золотая маска»… Список может быть продолжен.
Четвертая часть книги — «АТ во
все времена — в делах и людях». Это уже информационное поле для
коллекционеров, специалистов, любителей справочной литературы и точных фактов. Сначала —
хроника. Под номером года — основные события в жизни факультета. Деканы, их
заместители, завкафедрами и профессора факультета —
это очевидная информация для такого издания. Но списки выпускников, защитивших
докторские и кандидатские диссертации, списки получивших те или иные награды
или звания, выпускников-краснодипломников — заслуга авторов,
делающая издание справочным. Завершает раздел алфавитно-биографический каталог выпускников,
имеющих научные звания, государственные награды, почетные звания, достигшие
значительных успехов в инженерном и изобретательском деле или сделавшие яркую административную
или политическую карьеру.
Авторы не скрывают: поводом для создания книги стал юбилей.
И потому при ее чтении не покидает ощущение праздничного лоска, причесанности, сахарности. Но,
если честно, при серьезном вчитывании
в тексты, это прощаешь, потому что это оправдано и подтверждено фактами. Любой
факультет пишет в рекламе: «Наши выпускники работают по всей стране и за
рубежом», но только читая краткие биографии, очерки и воспоминания, действительно с любовью и
уважением собранные в монографии (как известно, монографией называется труд, посвященный
одному вопросу, в данном случае — одному факультету) «Мы — с автотракторного
факультета», понимаешь, насколько могут быть разбросаны по миру выпускники
одного факультета одного провинциального вуза и насколько значимым может быть их
вклад в человеческий прогресс и историю.
Книга наводит на размышления и по поводу жанра, к которому
она по идее должна относиться. Авторы рискнули соединить все в одном томе, и
каждый может найти здесь полезную для себя информацию. Часть книги буквально
история отечественного автомобиле-, мото- и танкостроения. Часть — история научных школ,
внесших вклад в развитие техники. Еще одна — портреты ученых и преподавателей,
инженеров и руководителей, созданные на основе воспоминаний учеников, коллег,
подчиненных. Выверенная, энциклопедически точная и сухая информация соседствует
с живыми зарисовками-воспоминаниями о времени учебы и работы, о творческих
взлетах и падениях. Рядом — портреты и автопортреты, достижения в науке,
технике, спорте и творчестве. Рядом — жизнь ученых, преподавателей, студентов.
Рядом — воспоминания о 40-х и о 80-х, о 60-х и о 90-х. А в итоге из мозаики,
каждый элемент которой, казалось бы, должно видеть в различных местах,
складывается цельный образ факультета, с его преподавателями и учеными,
студентами и выпускниками. Читая книгу именно с таким содержанием, вдруг понимаешь,
насколько мы все связаны не только друг с другом, но и со всеми, не только с
городом, но и со страной, с миром. Книга расширяет пространственные, временные
и тематические границы. Когда читаешь о людях, связанных с факультетом,
возникает ощущение собственной важности в мире, важности каждого отдельного
человека для истории. Возникает ощущение так называемого
исторического времени, когда ты находишься одновременно в современном и в прошлом,
ощущаешь масштабность истории и свою причастность к ней.
И, как это ни банально звучит, формируется неоспоримая убежденность
в воспитательной силе книги для получающих
студенческие билеты и зачетки с записью «факультет Автотракторный». Что, как не знание истории места, в котором живешь, вуза, в котором
учишься, людей, которые создавали твой факультет и то, чем пользуются миллионы
других людей, — что еще способствует воспитанию патриотизма? Ведь любовь
к Отечеству начинается с любви и к альма-матер. А настоящая любовь должна
строиться на знаниях, которыми щедро делятся авторы.
Благодаря обширности, разнообразию и выверенности
представленных материалов, книга, точкой отсчета которой является один, казалось
бы, очень обычный факультет, — в конечном итоге своего рода и исследовательский
труд, и картина целого периода в истории вуза, в истории Челябинской области, в
истории Уральского края, в истории автомобильной и танковой промышленности.
Кроме того, я считаю, «Мы — с Автотракторного факультета» —
пример патриотизма, студенческого братства и продуктивности творческого
сотрудничества. Ведь книга создана — собрана, написана, отредактирована,
сверстана, издана и финансово поддержана — исключительно выпускниками и
студентами Автотракторного факультета, а это дорогого стоит. Просто так
получилось, что факультет вырастил всех, кто мог понадобиться для рождения такого
краеведческого документа.
Да и как может быть иначе, если в самодеятельном гимне
факультета, который атэшники поют на мотив известных
куплетов дона Кихота, есть строки:
Инженеры, кандидаты и доценты,
Годы счастья не положишь на проценты.
Трудились честно мы на благо всей страны:
Мы с Автотракторного факультета!
Века и годы пролетают незаметно.
Сменилась власть в стране и флаг другого цвета.
Но путь наш так же прям! Диплом напоминает нам:
Мы — с Автотракторного факультета!
24 июня 2004 года