УСТРЕМЛЁННЫЕ К ЛЮДЯМ
Соавтор
Мария Гаврилина – мл.
То, что крышу нашего университета с ноября украшают две скульптуры, не заметить очень
сложно. Это яркое событие обсуждалось долго, да и сейчас споры и народная фантазия
не затихают. Больше всего вопросов по поводу того, кто это, собственно, там,
наверху. Разумеется, скульптуры, созданные Вардкесом Авакяном, украшают фасад главного корпуса не просто так, а
со смыслом.
Слева – Прометей. Для тех, кто
думает, что он знаменит только тем, что украл огонь с Олимпа – главной
божественной горы Греции – или «что-то вроде того», сложно будет догадаться,
какая, собственно, связь между ним и университетом. Для этого следует более
подробно изучить античные мифы.
Прометей был одним из титанов (не
«Титаник»), на заре создания мира воевавшими с олимпийским богами, главным из
которых был Зевс. Вскоре они сумели договориться, тем самым положив начало
развитию политики. Мирное существование было не слишком веселым, и боги решили
создать новых существ, чтобы заселить пустующий мир. Так появились люди.
Прометея они очень заинтересовали, он дал им знания: научил их возделывать
землю, создавать произведения искусства и многому другому. Жизнь людей была на
удивление легкой и приятной, потому что все неприятности вроде болезней,
страданий и прочего Прометей запер в ящик, который спрятал у своего брата Эпиметея (буквально его имя переводится как «мыслящий
после», попросту говоря – на чистом русском – «крепкий задним умом»).
Люди жили очень хорошо, и жили бы
так и сейчас, если бы не одно обстоятельство: Прометей ничего не сказал им о
существовании богов, поэтому должных знаков внимания боги не получали. Зевсу,
как богу вообще и как верховному богу в частности, это не понравилось. Он
намекнул Прометею, что, если люди не начнут почитать богов, придется создать
других. Прометей решил схитрить и, разделав тушу быка и разделив ее на две
кучи, предложил Зевсу выбрать, что боги будут получать в качестве
жертвы. Одна куча представляла собой мясо, завернутое в шкуру и накрытое
внутренностями (не слишком аппетитное зрелище), в другой лежали кости, покрытые
ароматным жиром. Зевс решил взять то, что блестит, – и выбрал вторую кучу.
Когда обман раскрылся, верховный бог решил, что раз люди будут получать мясо, то
огонь им ни к чему. Нужно ли говорить, как стало сложно древним людям без огня.
Мир погрузился во мрак.
Прометей решил в очередной раз
помочь людям. Хитростью он пробрался на Олимп, украл несколько угольков и искр
огня, горевшего в мастерских Гефеста, и принес его людям. Жизнь моментально
наладилась, вновь заработали мастерские, люди смогли вернуть все преимущества,
которые давал огонь.
Вполне закономерно, что такое
отношение к распоряжению богов вызвало настоящий скандал на Олимпе. На этот раз
Зевс решил наказать и Прометея тоже. Его участь была очень тяжелой: титан был
прикован к пустынному утесу на Кавказе. Каждый день к нему прилетал орел и
выклевывал его печень. За ночь она вырастала вновь, раны заживали, а на
следующий день все повторялось снова. Однако
в конце концов Зевс простил Прометея, а Геракл спас его во время одного из
своих многочисленных странствий.
Людям тоже досталось. Но на этот
раз более изощрённо. Помните тот самый ящик, в котором Прометей спрятал все
несчастья человечества? Боги решили открыть его. Всегда лучше действовать
чужими руками, поэтому они создали прекрасную девушку по имени Пандора и
отправили ее к брату Прометея, у которого ящик и хранился. Эпиметей,
не устояв перед женской красотой, забыл, что принимать что-то от богов Олимпа
очень рискованно, и взял Пандору в жёны. Очень скоро Пандора нашла ящик и,
заинтересовавшись содержимым, открыла его, выпустив на человечество голод,
боль, страдания, болезни и прочие неприятные вещи. Единственным положительным
моментом было то, что помимо всего этого в ящике Пандоры хранилась надежда,
которая должна была помочь людям преодолевать все трудности.
История на этом закончилась. А Прометей (кстати, имя его
означает «предвидящий») так и остался главным просветителем человечества. То
есть, говоря нашим языком, первым в мире преподавателем, а по объему знаний –
профессором, рядом с которым все мы – только студенты. В руках же у него
традиционный факел – «огонь знаний», который он заботливо готов вечно нести
людям. Так что, подходя к главному корпусу, не забудьте поздороваться: студенты
– с преподавателем, преподаватели – с
коллегой.
Справа же на главном корпусе –
Слава. Кто же не знает, кто она такая? Эх! Редко, кто не стремится прославиться
– стать известным во что бы то ни стало, прослыть в людях, чтобы пошла по миру
молва, сложилось общее мнение о качестве прославленного. Ради этой
необыкновенной особы некоторые шли даже на немыслимые преступления, один
Герострат чего стоит, который совершил самый известный в истории человечества
теракт – поджёг храм Артемиды в Эфесе. Он добился своего: от храма остался один
фундамент, а люди, хоть и пытались, но так и не смогли забыть имя Герострата.
Кстати, само слово
«слава» известно давно и даже богиню Славу знает весь мир. Еще в IV в. писатель Агатангел,
секретарь царя Армении Тердата, писал о богине Славе
как о великой царице и госпоже, поддерживающей жизнь народную, матери всяких
добродетелей, матери-богине. Он описал ее храм с несметными сокровищами, где
статуя богини была выполнена искусными мастерами из чистого золота. Согласно
описанию, Славе приносили в жертву белых быков, коз и лошадей. Женщины выпекали
для богини Славы «короваи», пироги с различной
начинкой, варили вареники и бублики. Особые обряды, посвященные именно богине
Славе, назывались славлением, праздник в её честь
отмечали 23 апреля. Славами назывались ещё песни в честь богов. Славословие
означало торжественную песнь-молитву в честь богов и героев, тот же сакральный
смысл сохранился и в самой короткой молитве: «Слава Богу!»
В греческом пантеоне, однако,
«полноценной» богини Славы – с биографией, подвигами, родственными связями,
свойственными всем жителям Олимпа, – мы не нашли. Так что ее традиционное
«женское» воплощение на фасаде главного корпуса – всего лишь символ. Зато
какой! Слава, по обыкновению крылатая, стремящаяся с вершины университета
(хранилища поистине прометеевских знаний) покрыть
лавровым венком головы студентов, профессоров и вообще всех выходящих из
Южно-Уральского государственного университета!
Слава, держащая лавровый
венок… Именно он – самая интересная
деталь скульптуры. Эта, казалось бы, привычная, известная всем мелочь имеет
огромное значение. Еще с древних времен венок обладает богатой религиозной
символикой. В Египте право его носить имели только боги и фараоны (которые,
кстати, всегда стремились доказать свое божественное происхождение). В Древней
Греции носить венок было привилегией богов и людей, которые так или иначе
участвовали в обрядовых церемониях. К этим же обрядам относятся и
многочисленные гадания с помощью венков. В христианстве венок символизирует
вознаграждение за что-либо. Но люди, в большинстве своем изменившие богам, со
временем утратили религиозный смысл венка, и стали приписывать ему значение
успеха, достоинства и господства.
Венок, как известно, можно делать
из чего угодно. Чаще всего его делают из растений. Девушки предпочитают ромашки
и одуванчики, васильки и лилии (очень даже символические в любовных обрядах
цветы). Мужчинам больше подходят другие растения. Один терновый венок мученика
чего стоит – не каждую голову им покроют. И не потому, что жалко, а потому, что
не каждый его достоин. Так же как и венка из веток лаврового дерева. Лавр –
растение прорицателей: они жевали лавровые листья, прежде чем произносить
предсказания. Но самым интересным и важным, на наш взгляд, является даже не
это. Лавровый венок, как уверяют авторитетные источники, это символ победы,
одержанной над собой, победы над своим невежеством, слабостями и
безволием, а уже потом – символ плодотворного мира, который следует из этих
побед. Вот когда победа одержана, тогда и можно пожинать лавры и спокойно на
них почивать.
Ну что, господа? Столько споров разгорелось вокруг наших
скульптур! Кому-то не нравятся они сами, кому-то – как они установлены, кому-то
ещё что-то… А может, просто где-то там, внутри нашего архетипического
подсознания скрыто чувство, что мы просто пока недостойны ни жертвы Прометея,
ни лаврового венка Славы?
Зачем же на зеркало-то пенять? Может, важнее себя изменить?
Опубликовано отдельной брошюрой и
роздано членам ученого совета ЮУрГУ 26 января 2004 года на очередном заседании.