ДАЕШЬ
КОНТАКТ
Две вещи не исчезнут никогда – книга и «контактное» образование.
Контактное (я ввожу новый термин) – это недистанционное,
обычное, классическое, самое что ни на есть привычное
образование. А дистанционным (термин уже традиционный, хотя не всеми понимаемый
правильно) называют образование, которое вы получаете, сидя себе дома, никуда
не выезжая за пределы удобного вам местоположения, и учитесь в вузе, расположенном
где-нибудь за тридевять земель от вас, выполняя работы, слушая лекции, сдавая
зачеты и экзамены.
Не путать с заочным! Заочная форма требует периодического
посещения учебного заведения: для слушания лекций, получения консультаций, сдачи
экзаменов и зачетов. А при дистанционном образовании предполагается связь с
учебным заведением и преподавателем с помощью Internet’а. Даже экзамен в идеале может
быть принят по сети. На самом деле очень удобно, если у вас есть налаженная
связь.
Но что-то главное теряется при таком образовании. Дело даже
не в том, что открывается простор халтуре и обману. Их
достаточно при любом образовании.
Теряется прямое взаимодействие личностей. Не знаю, как
другие, а я, учась в институте, всегда
ходила «на преподавателя». Мне нужна была не лекция как источник знания (я
всегда была убеждена в том, что 99,9 процента сообщаемого на лекциях можно
найти в книгах), а преподаватель – как личность, как человек, обладающий своей
точкой зрения на предмет, как специалист, с которым можно обсудить тонкости различных
научных концепций, взглядов на предмет. Мне нужна была та самая одна десятая
доля процента, которая помогала мне расти,
вырабатывать свой взгляд на вещи. У меня таких преподавателей было три. Мало?
Может быть. А может, и нет, многие не находят за свою жизнь и одного и не могут
гордо сказать: «Я ученик такого-то». Я – могу.
Дистанционное образование не дает личностного контакта. В
принципе при развитой и налаженной связи я смогу в режиме on-line даже послушать какого-нибудь
преподавателя, находящегося над другом конце мира. Но будет ли это общение,
взаимодействие? Воздействие – может быть. Краткий вопрос – краткий ответ, как в
прямом эфире интерактивного радио. Но долгого обсуждения волнующей проблемы, с
рассматриванием разных позиций, отстаивания своей и оспаривания чужой – вряд ли.
И это не образование. Это обмен информацией, знаниями. А куча знаний не есть образование.
Образование – это процесс создания собственного образа
мира, который охватывает все. Когда этот образ сформирован, человек становится
способен максимально эффективно взаимодействовать с миром. Если образ не совершенен,
человек совершает ошибки. Чем более точен образ мира, тем меньше ошибок. Человек
просто представляет себе взаимосвязь всего, из чего состоит мир, – и внешнего и
внутреннего (наша и чужая внутренняя жизнь тоже часть мира). Образ мира меняется,
как меняется его носитель, он меняется под воздействием других и чужих образов
и во взаимодействии с ними. Он творится всю жизнь, и у каждого он свой, потому
что он складывается по мере приобретения опыта, а опыт каждого неповторим.
Опыт же состоит не только из знаний фактов, процессов и
действий, но и из переживаний. А где вы возьмете переживания, если имеете
доступ только к информации и не видите, как эта информация вписывается в мир,
воспринимается в нем, как ее оценивают и переживают другие? От того, что произнесешь
слово «шоколад», сладко во рту не станет. Если я скажу: «Меня охватило "вардиго"», вы, скорее всего, догадаетесь, что я говорю
о каком-то чувстве, но вряд ли поймете, что я имею в виду. Вы же никогда не
видели, в какой ситуации оно возникает и как проявляется. И никакими словами
это не описать. Любой словесный подбор будет не точным. Вы сможете понять, о
чем я говорю, только если увидите, как это произойдет со мной. А сможете ли вы
это сделать дистанционно? Чтобы составить себе представление о моем переживании,
вы должны меня видеть, слышать, осязать, обонять (даже не догадываясь об этом,
на подсознательном уровне), эмпатировать мне (сопереживать)
– только тогда у вас сложится образ моего «вардиго».
Что ни говорите, а контакт необходим. Личный и личностный.
Для передачи образов, переживаний, творения своего мира и мира других людей.
Кроме «контактного» преподавания, есть одно средство
бесконтактной передачи образа своего мира другому человеку – КНИГА обыкновенная.
Можно быть за тысячу лет и километров от автора и испытывать его буквально
капиллярное воздействие на себе.
Книга – это не компьютер. Написание настоящей книги,
способной передать внутренний мир человека, – это долгий процесс, требующий
тщательного выбора слов, который может сделать только особо одаренный человек.
Чем точнее автор передает свой образ мира, чем большее число людей смогли
обогатиться им и преобразовать свой образ мира, – тем гениальнее автор. Я не
говорю писатель, потому что речь не идет обязательно об авторах художественный
произведений. Есть и ученые – создатели теорий, концепций – чьи труды и
открытия перевернули сознание человечества.
И никогда КНИГУ не заменит компьютер. Он принципиально
требует других условий создания и восприятия информации. Главное его достоинство
– объем и оперативность. И это хорошо. Но… Сидя у компьютера,
можно погрузиться в мир событий, однако сложно погрузиться в мир переживаний,
который требует интимной обстановки, тишины, не очень яркого света, уюта,
пледа, наконец. Многие считают, что компьютер заменит книгу. Нет. Компьютер – это
другая технология. Он хорош там, где он хорош. Когда-то считали, что кинематограф
заменит театр, телевидение и видео – и то, и другое. Но этого не произошло. Всему
свое место, время и назначение.
Так и в образовании. Что бы ни придумали методисты и
ученые, всегда будет проходить граница между знанием и образованием. Количество
передаваемого знания можно и нужно увеличить. Несомненно, нужно учить
обращаться с информацией, находить ее и использовать. И сделать это, действительно,
можно техническими средствами и
приемами, не вступая в непосредственный контакт с учащимся (ведь речь идет лишь
о технологиях – что-то вроде инструкций). Но вот дать образование, способное
помочь человеку отличать добро от зла, изменить себя, мир, окружающих, не
нанося им при этом ущерба, сможет только личность, вступающая в контакт с другой личностью.
Я уважаю прогресс, развитие технологий, стремление людей
выразить себя разными способами, их стремление изменить окружающий мир. Главное
– не абсолютизировать какую-то одну идею или технологию. Ничто в мире не
совершенно.
И еще…
Менее большая притча
Двое юношей спорили о том, что человеку нужно больше всего,
а без чего можно обойтись, и не могли прийти к общему мнению. Тогда они
обратились к мудрецу.
–
Самое
нужное – это образование, – сказал мудрец. – Оно – путь к совершенству и
счастью. Образование приводит к пониманию законов жизни, дает ощущение
гармонии, способность управлять людьми, предметами и процессами, видение всего
вглубь и вширь. Для образованного
человека мир полон красок, звуков и жизни, богат и разнообразен. Образованный
человек пользуется уважением окружающих, успешно делает карьеру. Предвидя
последствия своих решений, он выбирает лучший путь, потому что ему знакома
связь вещей. Он может победить врагов и сохранить мир. Только благодаря образованию
человек развивается, осваивая опыт предков, сохраняя традиции и создавая новую
культуру.
–
Тогда
скажи, мудрец, без чего можно обойтись?
–
Без
образования. Получение его требует сил, времени и денег. Человек, стремящийся
быть образованным, учиться всю жизнь. Образование само по себе не греет и не
кормит. Оно делает человека слабым, потому что он начинает сомневаться,
стараясь сделать все лучше и понимая
несовершенство своих решений. Люди не любят тех, кто хоть в чем-то их
превосходит, образованный человек рождает в других зависть и ревность, они не
прощают ему превосходства. Простая грубая сила достигает результата быстрее и
не беспокоится сомнениями. Образование усложняет мир, делая его бесконечным.
–
Так
что же нам желать? – спросили юноши.
–
Каждый
выбирает по себе…
24 сентября 2001 года