ПРО УРОДОВ И ЛЮДЕЙ: ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПРОСМОТРА

Мария Гаврилина-мл.

 

Мы все немного сумасшедшие. В каждом есть что-то ненормальное. И, как положено больным, мы не всегда это осознаем. К сожалению, потому что не замечаем грань, за которой начинается падение вниз, в бездну.

Уроды… Все их видели, никому не надо объяснять, что такое уродство. Но герои фильма Алексея Балабанова «Про уродов и людей» (1998) напоминают о том, что у слова «урод» есть и другое значение: человек с дурными наклонностями.

Действие происходит в конце 19 века в Петербурге. В Петербург прибывает человек по имени Иоган и открывает свое дело: производство порнографических фотографий в садомазохистском стиле. Распространяя эти фотографии, он и его помощники проникают в семьи и получают новые модели для фотографий и фильмов: девушку Лизу и сиамских близнецов, Колю и Толю.

Главный источник зла — Иоган. Непостижимый, загадочный и жуткий. Человек, который молчит и смотрит ничего не выражающим взглядом. Глаза — зеркало души, но это сказано не про него. Абсолютно ничего не выражающее лицо, немногословность… Тем более жутко выглядят моменты, когда он улыбается. Такое ощущение, что он существует в своем собственном мире. Он убивает людей с пугающей легкостью и безразличием. Так, как если бы вы убрали с дороги мешающий вам стул. Даже комара убивают с большим воодушевлением (большими эмоциями). Почему он стал таким? Может быть, в этом виновата та самая няня, к которой он, кажется, очень сильно привязан? Это остается загадкой. О нем мало что известно. Он появился из ниоткуда, сломал нескольким людям жизнь и исчез.

Теперь его помощники. С Виктором Ивановичем все ясно. Вот кто действительно выродок, так это он. Гораздо интереснее Путилов, юноша настолько стремившийся стать фотографом, что попал в зависимость к Иогану и начал работать на него. За пределами студии он вполне обычный человек, влюблен в Лизу. Но вот она попадает в руки Иогана. Казалось бы, Путилов должен противиться этому, он обещает спасти ее. Делает порнографические снимки с ее участием, снимает на пленку — и обещает спасти. Когда «спасать становится нечего» - он сбегает от Иогана… и начинает заниматься тем же самым. Пусть это выглядит «чище» и «пристойней», но суть от этого не меняется. Внешнее неприятие недорогого стоит, если нет ничего внутри.

Непосредственные жертвы Иогана — Лиза и Коля с Толей — пример того, как можно потерять себя, превратиться в урода.

Скольжение вниз по наклонной начинается с одного-единственного неверного шага, с каких-то мелочей, в которых стыдно признаваться другим. Для Лизы этот путь начался с покупки порнографических карточек. Конечно, то, что с ней случилось потом кажется несоразмерным с такой мелочью. Но оно не взялось из ниоткуда. Все связано: сначала она покупает фотографии, а потом сама становится моделью для них.

Изменения в душе опасны тем, что устранить их гораздо сложнее, чем просто устранить причину, породившую их. Та же Лиза, избавившись от своего мучителя, уезжает, чтобы начать новую жизнь. Но то, что она так ненавидела и от чего сбежала, уже стало частью ее натуры. Вновь звучит та же мелодия, которой ознаменовалось начало ее жизни с Иоганом, пустынные улицы так напоминают Петербург, мимо на машине проезжает Путилов… и она идет в «веселый квартал», где за деньги выполнят любое ваше желание. Теперь она платит за то, от чего так хотела освободиться.

А хотела ли? Она хотела освободиться от Иогана, но не пыталась сбежать от него. Она совсем не пробует сопротивляться, когда Иоган говорит (приказов или принуждений не было — они были просто не нужны) что делать. Если бы не Коля, она, скорее всего так и осталась бы жить у Иогана. Мучаясь, но не пытаясь уйти.

Коля и Толя — единственные, кого в фильме прямо называют уродами. С одной стороны это верно, но с другой не совсем. Коля и Толя неразрывно связаны, но в то же время они абсолютно разные. Коля — единственный, кто от начала и до конца смог остаться человеком, в то время как его брат опустился моментально. Это самый яркий пример, насколько по-разному могут люди вести себя в абсолютно одинаковых условиях.

Людей в фильме немного и они очень быстро гибнут. Был человек — и нет. Ничего особенного не произошло.

Вся эта история разворачивается на фоне Петербурга. У этого города какая-то особая аура во всем русском искусстве. Климат ли в этом виноват или еще что-то, сложно сказать. В этом фильме Петербург — «мертвый город». Нет парадного великолепия дворцов и соборов, есть тихие темные улочки, скрывающие в себе многое. Такое ощущение, что в городе действительно нет никого, кроме герое фильма, да зрителей, которые ходят на «живые сеансы», устроенные Иоганом или посмотреть как поют «уроды» - сиамские близнецы. Все происходит в маленьком мирке, который не связан с окружающим миром. Его как будто и нет вовсе.

Глядя на легкость и незаметность падения, становится страшно: а есть ли вообще люди? А если есть, то так ли велики их шансы остаться людьми?

 

13 января 2004 года

Hosted by uCoz