ПЕРО МАРКИЗА ДЕ САДА

М. Гаврилина-мл.

 

Речь идет о последних годах жизни знаменитого маркиза. Заточенный в сумасшедший дом, он продолжает писать свои произведения, которые тайно отправляет в мир с помощью прачки Мадлен. На свободе романы, которые заинтересованные издатели печатают в подпольных типографиях, пользуются огромной популярностью. В один прекрасный момент император это, наконец, замечает и решает «излечить» маркиза от его «болезни», для чего посылает в помощь аббату Коломье, смотрителю Шарантонской больницы, доктора Ройе-Коллара.

Фильм поставлен по пьесе, так что документальности в нем мало. Это скорее взгляд  на проблему Писателя, для которого то, что он пишет, составляет главное в жизни, без чего он не может существовать в буквальном смысле слова.

В Шарантоне жизнь течет спокойно и размеренно, царит относительная гармония  и порядок. Аббат Коломье лечит своих пациентов с помощью искусства, помогая им через творчество давать выход тому, что сидит у них в сознании. Для маркиза такая терапия состоит в том, что он продолжает писать свои произведения. Но ему мало просто писать: его произведения должны жить, дойти до читателя. Зачем? Чтобы читатель увидел «самое плохое, что есть в природе человека». Для маркиза его книги —  гротеск, в котором есть доля истины, ведь в каждом свои демоны и нужно не забывать об этом и «защищать душу от растления».

Однако для многих книги маркиза — не более чем энциклопедия извращений, а сам автор — исчадие ада. Как, к примеру, для доктора Ройе-Коллара — воплощение лицемерия, который, впрочем, этого даже не замечает: «Мы просто приподняли зеркало, поднесли к нему, и он не узнал сам себя».

Прачка Мадлен, напротив, восхищается маркизом, ведь для нее он — Писатель. Она помогает ему, поддерживает его, читает его произведения, но в то же время очень четко понимает, что многое можно делать только в книгах, и отвергает его домогательства. «Я представляю себя на месте каждой проститутки, каждого убийцы… Не будь этих ужасных женщин, быть может, я бы не была нормальным человеком в жизни», — говорит она. Доктор и Мадлен — два разных взгляда на маркиза и его творчество.

Совершенно особенный персонаж — это аббат. Он не читает произведения маркиза, потому что «это невозможно читать». Для него маркиз — друг, интересный собеседник, заблудшая душа, которую надо постараться спасти, и аббат старается мягко и аккуратно это сделать. Он всем своим существованием пытается опровергнуть то, о чем пишет маркиз. «Он наивен», — говорят о нем. Возможно, это так. Скорее, он старается в каждом видеть светлые стороны, относиться ко всем с любовью, но при этом отнюдь не глуп и не слабохарактерен.

Когда в больнице появляется доктор, ситуация резко меняется. Аббат становится орудием в руках доктора, который принуждает его к крайним мерам усмирения маркиза, не стремясь ничего понять, ни в чем разобраться.

Аббату, в конце концов, пришлось столкнуться с маркизом, у которого отобрали возможность писать и который начал выплескивать все, что сидит у него в голове, на окружающих.  Отлично зная слабое место аббата — любовь к Мадлен, — маркиз бьет по нему каждый раз, когда аббат пытается помешать ему писать. Одна из самых ярких сцен этой борьбы — когда аббат оставляет маркиза без одежды.

Аббат слишком поздно понимает, что ему пытался сказать маркиз, — только когда сам оказывается в камере. Тогда же он находит и ответ на вопрос, зачем писал маркиз: «Только опустившись на самое дно человеческой души, мы сможем понять всю многогранность человека»…

 

Цитаты:

«Мои романы — они как биение сердца».

«Он молод, он идеалист», «знаете, идеализм — это последняя слабость молодости».

«Ангелы и демоны вместе обитают на земле. Все, что нам остается — защищать свою душу от растления».

«Чтобы познать добродетель, надо столкнуться со злом».

«Он писатель, а не сумасшедший».

«Возьмите перо и записывайте все на бумаге, чтобы это зло не преследовало вас в жизни».

«Здесь все самое плохое, что может быть в природе человека».

«Я должен писать».

«Обрел свободу там, где ее не может быть: на дне чернильницы».

«Неужели вы не верите в собственное лекарство?»

 

2003 год

Hosted by uCoz