МАТРИЦА В ДЕЙСТВИИ

Мария Гаврилина – мл.

Евгений Гулюгин

 

Ощущение под названием «ошибка матрицы» при просмотре большей части новых фильмов возникает все чаще. Знакомые сюжеты, персонажи, названия… Речь не о штампах, которые уже можно коллекционировать в отдельном Музее Знаменитых Киноглупостей Мира, а именно о повторном использовании образов и сюжетов, создании так называемых «продолжений».

Это вообще песня отдельная. На нашей памяти только у одного фильма продолжения ничуть не слабее чем первая часть — это легендарный «Назад в Будущее». Все остальное куда более печально, потому что, как правило, все вторые части (без которых не обходится ни один блокбастер) с каждым годом становятся всё более похожи на результат безумного эксперимента по превращению велосипеда в телевизор, стиральную машинку, микроволновую печь и аппарат по производству поп-корна одновременно.

«Терминатор-3» занимает почетное первое место в хит-параде подобного творчества Гильдии Неутомимых Сценаристов мануфактурной Фабрики Грез.

Следующий пункт — римейки — напоминает попытку нагло проехать по аккуратной тропинке кино-первопроходцев на тяжёлом и неповоротливом вездеходе, гусеницами давя и уничтожая всё подряд: беззащитные идеи, оригинальные находки, индивидуальные особенности стиля. Единственное приятное исключение из этого правила — «Одиннадцать Друзей Оушена», остальное остается на уровне недавно переснятого «Фанфана-Тюльпана».

Еще имеет место использование уже сложившихся образов. Лавры агента 007 многим не дают покоя и с настораживающим постоянством появляются «Дети Шпионов», «Ангелы Чарли», «Агент Коди Бенкс» и так далее, и так далее, и так далее. Армии клонированных супер-шпионов хватит для заселения небольшого шпионского городка по соседству с аналогичным городком супер-злодеев.

Конечно, можно обвинить создателей фильмов в том, что они «исписались», «идут по пути наименьшего сопротивления», но делать это не этично, да и не есть правильно. Ибо кто-то же смотрит эти фильмы. Более того, эти новоявленные шедевры собирают миллионы долларов по всем кинотеатрам мира. Видимо, зрителю просто нравится получать простой незамысловатый кино-бургер с совершенно неудобоваримыми компонентами. Помнится, некто сказал, что большинство современных фильмов во многом напоминает фаст-фуд: быстро, просто и без особого напряжения. Съел, забыл и пошёл. Об этой пище вспоминаешь лишь в сочетании брезгливого удивления, после непроизвольной произведённой отрыжки.

 

11 февраля 2004 года

Hosted by uCoz