ФИЛЬМ О МУЖСКИХ СЛАБОСТЯХ

 

Мария Гаврилина

 

 

Что бы кто ни говорил, «Троя» — это фильм для мальчиков. Для обязательного и неоднократного просмотра. Все, что можно было сказать о войне как о величине абсолютной, сказано. Все, что можно было сказать о мужчинах, сказано.

 

Первая легендарная война человечества, описанная в мифах и литературе с максимальными подробностями, подана как образец мужской силы и слабости, глупости и благородства. Даже отклонения от исторического сюжета и известных фактов не напрягают, поскольку работают на образ войны, на мысль, на идею. А она — извечна: брат будет убивать брата из мести и конца этому не будет.

 

Вторая же мысль — все это порождение мужских слабостей, которые служат и причиной и оправданием бесконечного убийства. И хотя каждый пытается оправдать свои поступки, причины их очевидны, а последствия непоправимы.

 

Слабость первая — женщины. Именно женщина, пусть даже самая прекрасная в Греции, становится причиной вероломства Париса и поводом (подчеркиваю — не причиной) для войны. Женщина, даже будучи военным трофеем, становится одним из предметов спора Ахиллеса с Агамемноном. Она же становится причиной гибели Ахиллеса, поскольку именно ее он искал и пытался спасти, вынужденный слоняться по Трое, утратив элементарную бдительность.

 

Слабость вторая — жажда власти. Она движет Агамемноном. Его цель — покорение как можно большего количества царств и подчинение как можно большего количества войск. Он не скрывает этого с самого начала фильма. Будучи верховным главнокомандующим объединенного греческого войска, даже когда «официальный» повод войны исчезает со смертью Менелая, Агамемнон продолжает кровавую распрю, поскольку его цели не достигнуты.

 

Третья слабость — жажда мести, иногда оправдываемая понятием чести. Это мотив Менелая, оскорбленного поведением, кстати, не даже жены (о ней он вообще мало говорит), а другого мужчины. Тут важно, наверное, и то, что он, царь, оскорблен царевичем (мелкое тщеславие — тоже слабость). Месть движет и Ахиллесом, вызывающим на дуэль Гектора за смерть Патрокла. Из мести Парис разыскивает и исподтишка, в момент любовного поцелуя, убивает в горящей Трое Ахиллеса. Удивительно и гадко: на алтарь своей любви царевич положил целый город и сотни тысяч пострадавших прямо и косвенно, а чужой любви не оставил шансов.

 

Четвертая слабость — жажда славы. Особенно в веках. Это основной мотив Ахиллеса. Его никто не заставлял идти на войну. Ему предлагали, но не вынуждали. Его личного интереса — ни территориального, ни мстительного — не было. Мать ему нарисовала две перспективы: одну — память через собственных потомков, вторую — память в истории. Он выбрал вторую. И, кстати, прельщает его именно собственная слава, но никак не слава царя, под чьим предводительством он вынужден выступать. Ему претит воевать за Агамемнона («Он мне не царь», — говорить презрительно Ахиллес), этому же он учит Патрокла, жаждущего сражаться, которому Ахиллес объясняет, что для гибели должна быть веская причина, и ни слава царя, ни приказ военачальника таковыми не являются. Запомнилась и саркастическая мысль великого воина: если бы цари воевали сами, вот была бы потеха.

 

Удовлетворить все эти слабости можно только победой и любой ценой: кражей, хитростью, напором, уловками, жертвами. Все будет оправдано. Жаль, что бесконечно.

 

А потому фильм надо показывать и показывать. Именно мальчикам, чтобы видели, к чему приводят их слабости. И показывать в глубоком детстве, как только становятся способными воспринимать кино, и с нужными комментариями. Как показал опыт, испорченные взрослые смотрят фильм как простой нудный набор неполноценно сексуальных красивых картинок, абсолютно не переживая события. Некоторые — даже смеясь.

Ценность же фильма абсолютна и благородна, а жуткая истина, поданная в красивой, красочной оболочке очевидна: мужские слабости приводят к гибели сотен тысяч невинных людей, и конца этому, если слабости не усмирять, не будет.

 

 

19 июня 2004 года

 

Еще:

 

Троя

Hosted by uCoz