В ИСТОРИИ НЕРАЗРЫВНЫ

 

Мария Гаврилина

 

«Мы — с Автотракторного факультета». К 60-летию Автотракторного факультета ЮУрГУ. — Челябинск: изд-во «АБРИС», 2003.

 

Бывают книги, похожие на окна: прочитаешь ее — как в  проем посмотрел. Закрыл — и в памяти остается ощущение отчужденности, отстраненности, чужести узнанной истории. Было что-то с кем-то, да, поучительно, но так и осталось — «с кем-то».

Книга об одном из двух старейших факультетов Южно-Уральского государственного университета, названная строкой из студенческого гимна «Мы  — с Автотракторного факультета», вызывает ощущение бесконечности человеческих и исторических связей, переплетенности всех со всеми и всего со всем. Посвященный одному факультету, этот историко-литературный проект не имеет ничего общего с традиционными проспектами и брошюрами, рассказывающими о том или ином образовательном учреждении или его подразделении. Удивительно, что внутреннее пространство книги, благодаря не только материалу, но и авторам, бесконечно выходит за территориальные рамки не только родного вуза, но и города и даже страны, а хронологически охватывает последние 60 лет — всю жизнь факультета, создавая картину нескольких исторических эпох. Свобода авторов и истинно инженерно-конструкторский подход к решению задачи делает стилистическую эклектику книги гармоничной, цельной и оправданной масштабностью представленного материала.

Вуз, ныне известный как Южно-Уральский госуниверситет, более сорока лет для всех был, а для выпускников 1951—1996 годов навсегда останется Челябинским политехническим институтом — ЧПИ. Создан же он был как Челябинский механико-машиностроительный институт (ЧММИ). Первоначальное его назначение — подготовка кадров для танковой промышленности, сконцентрированной в Челябинске и области с началом войны. Читая книгу, понимаешь: без автотракторного факультета вуз бы не состоялся, а не появился бы — без Челябинского тракторного завода (ЧТЗ), на базе которого в годы второй мировой войны было налажено производство лучших в то время легких танков — Т-34. И это отнюдь не юбилейное искажение действительности. Только от перечисления имен людей, способствовавших созданию вуза и обучавших первых студентов, захватывает дух. Достаточно сказать, что первым заведующим основной кафедры факультета и института — «Танки» — был Николай Леонидович Духов — создатель целого семейства тяжелых танков, после войны руководивший конструкторскими работами по созданию водородной бомбы. На факультете работал и некоторое время был его деканом Михаил Федорович Балжи — конструктор тяжелых и плавающих танков, исследователь ходовой части машин. «Закон выгорания Вибе» тоже был открыт на Автотракторном факультете — Иваном Ивановичем Вибе.

 

«Кузница инженерных кадров» (это и название первой части) подана не только через перечень фактов и цитирование документов. После экскурса в историю факультета следует подборка заметок о кафедрах, портреты и автопортреты преподавателей, ныне здравствующих и уже ушедших. И все носит личностный характер. Официальных текстов практически нет. Книга построена как сборник статей, эссе, воспоминаний. Подписи красноречивей слов: имярек, выпуск-46, 49, 59… Впечатляет. Потому что за этим — работа авторов-составителей, тоже выпускников-атэшников: Валентина Александровича Путина и Александра Павловича Моисеева, трудный поиск выпускников по всей стране, уговаривание поделиться воспоминаниями, материалами, фотографиями, бережное записывание рассказанного.

На фоне разговоров о тяжелой жизни современных студентов нельзя не «пропустить через себя» рассказ о первых годах вуза и факультета: «Этот [1944/45 — М.Г.] учебный год проходил уже в здании универмага «Детский мир», где в войну находился наркомат танкостроения… После выезда наркомата в Москву ЧММИ занял весь первый этаж, который разделили дощатыми перегородками. На южной стороне, со стороны улицы Спартака (ныне проспект имени Ленина), — аудитории, на северной — общежитие студентов и преподавателей. Было очень тесно, студенты спали даже на окнах…» Из воспоминаний о 50-х, когда уже были построены главное здание вуза и общежития: «Вроде бы тесно. Пять коек, и лишь стол посередине. Так ведь мы здесь, по сути, лишь ночевали и друг друга почти не видели. Настолько полна была студенческая жизнь. Лекции, практические, курсовые, библиотека, субботники, воскресники, секции, кружки, самообслуживание, подготовка к экзаменам, сессия, практика, уборочная, вечера, танцы… А это еще не все, что помню. Да разве все упомнишь. Даже чаевничать в комнате не было заведено», — пишет выпускник факультета 1961 года Александр Моисеев.

Удивительно, как из мелочей, деталей, отдельных фраз складывается не только портрет факультета, но и портрет определенной эпохи и отрасли. Миниатюра о докторе технических наук, профессоре Вере Сергеевне Морозовой, юность которой прошла в оттепельных 60-х: «Получив отказ из всех учебных заведений, готовящих штурманов дальнего плавания, Вера Румянцева [девичья фамилия героини — М.Г.] поступает на Автотракторный факультет. Выбор был не случайным. Семья Румянцевых прибыла в Челябинск, эвакуировавшись вместе с заводом, поскольку Сергей Александрович еще до войны работал вместе с будущими четэзэвцами над мотором В-2, который впоследствии стал основным двигателем танков, а мама Антонина Петровна собирала первые харьковские самолеты…» Занятием своей жизни Вера Сергеевна выбрала совершенствование топливоподачи двигателя внутреннего сгорания. Кандидатская, докторская… Последняя, кстати, защищена в МВТУ им. Баумана — самом авторитетном для технарей учреждении страны, дабы мужчины не подумали, что женщина ищет, где полегче. Чтобы внедрить свое изобретение, Вере Сергеевне пришлось обивать пороги 8 министерств, множества ведомств, комитетов и управлений, доказывать мужчинам преимущества новой системы топливоподачи, которая позволяет использовать несколько различных видов топлива. Маленький очерк — целая жизнь, проблемы целой системы и стереотипов.

При нынешнем отношении к военной службе нельзя обойти две маленькие главки про сборы в танковых войсках. Автотракторный факультет и танковая военная кафедра вуза неразрывны в силу специфики и происхождения факультета, и одного из его направлений — танкостроения. Уважение, дань заслугам работающих на танковой кафедре офицеров и их героизму (многие — участники различных боевых действий) наполняют каждую строку рассказывающих об этой части факультетской жизни эссе.

Вуз, как известно, стоит на двух китах — учебе и науке. Научным школам факультета — особое внимание, ведь благодаря их исследованиям и достижениям развивается и совершенствуется техника, производство. Среди создателей крупных школ Давид Аронович Гохфельд, занимавшийся вопросами прочности материалов, и Александр Тимофеевич Полецкий, создавший гидродинамическую теорию смазки. Авторы рассказывают и о других научных школах. Интересно другое: многие из них, сложившихся на Автотракторном факультете, со временем разрослись и «распространились» на другие факультеты ЧПИ, став их научной, а порой и организационной основой. Ученые выходят за рамки узких исследований и проблем, а вслед за научной мыслью развивается вуз — что может быть нагляднее, чтобы показать величие и масштабность человеческой идеи. Не зря заключительная статья этой части называется «Забвение нашим учителям не грозит».

 

Вторая часть — «С дипломами АТ по жизни» — о том, чего можно достигнуть с дипломом Автотракторного факультета ЧММИ-ЧПИ-ЮУрГУ. Здесь апофеоз промышленности: назовите любой завод страны, имеющий отношение к тому, что движется по земле, и там найдутся выпускники факультета. Среди них генеральные директора и главные конструкторы, начальники КБ и автохозяйств, в том числе — генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» Виталий Андреевич Вильчик.

Невольно приходит в голову мысль: выпустить такую книгу на фоне общего недовольства отечественным автомобилестроением — довольно рискованное занятие. С гордостью рассказывать о том, где и как работают выпускники факультета, — значит практически взять на себя ответственность за состояние отрасли. С другой стороны, возможно, наши автомобили до сих пор ездят именно по нашим дорогам только благодаря тому, что разработками их узлов занимаются наши инженеры…

Эта часть книги — каталог не только заводов. Она — своеобразный очерк по истории отечественной наземной техники всех видов. И — беспристрастный рассказ о наших проблемах, причем не без иронии: «Основные зарубежные автомобильные фирмы обязательно имеют свои полигоны, а то и несколько, как мне, например, довелось увидеть в Америке у «Дженерал Моторс». Мы же вплоть до последнего времени имели, по сути дела, единственный полигон, отвечающий современным требованиями, — в Дмитрове под Москвой. Но и он стал тесен, порядком устарел за 30 лет своей жизни. К тому же люди наши сидели в Дмитрове месяцами, в отрыве от дома, тут уж никогда добра не жди. Шли массовые жалобы жен, распадались семьи… Решили, что нужен свой полигон…

Начали срочно искать место вблизи Тольятти с максимальной привязкой к имеющемуся ландшафту, чтобы вписаться в него, избежать дополнительных работ. Остановились на Сосновке.

Думаю, американцы из космоса наш полигон засекли и на заметку взяли. Еще бы, в стране разруха, почти все стройки остановились, а здесь, в 45 километрах от Тольятти, техника степь утюжит, горы земли с места на место переезжают. Объем земляных работ только на скоростной дороге превысил миллион кубометров, что соизмеримо с тем, что было выполнено в свое время по основным объектам ВАЗа…», — рассказывает Анатолий Акоев, выпускник 1965 года, начальник управления испытаний и доводки автомобилей на АВТОВАЗе.

Грузовики, легковушки, мотоциклы, автобусы, танки, тягачи, прицепы… Везде — атэшники ЧПИ-ЮУрГУ.

Авторы пишут: «Во все времена АТ-факультет был не просто кузницей инженерных кадров, но и школой организаторов, руководителей и не только производства, но и органов власти. Отнесем сюда и парторганы, которые в советские времена теоретически относились к общественной жизни и организациям, фактически же были органами власти — одной из  форм «диктатуры пролетариата»». И следует серия эссе о выпускниках, достигших вершин в этой сфере жизни. А почему бы и нет? Факультет вправе гордиться своими воспитанниками, известными не только на малой родине. Один из них — Валерий Карлович Гартунг, лидер партии пенсионеров, депутат Госдумы.

 

Следующая часть книги — «Не учебой единой…».

Ясно, что студенты во все времена не только учатся, но и самовыражаются всеми доступными способами.

Сначала — о трудовых семестрах: «Жили мы туго, постоянно подрабатывали на разгрузке вагонов с цементом, зерном, пиломатериалами. Ну и, конечно, на постоянной нашей кормилице — овощной базе, что была за стадионом. Расчистка железнодорожных путей после снежных заносов, строительство института — это уже на энтузиазме, никто не платил, но никто и не спорил. Полагалось — и всё тут. Для себя строим», — воспоминает выпускник 1956 года А. Радченко. Согласитесь, на фоне охватившего всех «ничего бесплатно не бывает» такие воспоминания — пример утраченного подхода к жизни, и красивого подхода, возвышающего над меркантильными интересами.

После обзорных материалов о спортивных достижениях факультета следуют небольшие эссе о выпускниках, достигших особых результатов. Диплом АТ факультета получил Анатолий Караваев — чемпион мира 1995 года по судомодельному спорту. Среди шахматистов, внесших вклад в развитие этого интеллектуального вида спорта, выпускник 1972 года, международный гроссмейстер Евгений Свешников, чье имя увековечено в названии разработанного им варианта сицилианской защиты, известного еще как «челябинский вариант».

Как ни банально-официально звучит, не лишены воспитательного веса рассказы и о тех, кто, получив диплом инженера и отработав положенные по распределению годы на производстве, реализовал себя в других сферах жизни. Если бы нынешние родители почаще вспоминали, как получали распределение и работали положенные три года, чтобы «отработать» затраты государства на свое образование, а нынешние студенты и абитуриенты побольше об этом узнавали, возможно, вопрос о системе кредитования и возврата стоимости обучения не возникал бы. Все уже было. И не так уж и плохо.

В конце концов, с получением диплома жизнь не заканчивается, а только начинается. Читая о выпускниках факультета, которые стали журналистами, фотографами, писателями, издателями, танцорами, актерами, режиссерами и даже музыкантами, невольно начинаешь понимать, что любое образование — только старт, но не крест. Нина Пикулева (выпуск 1975 года) — детская поэтесса, лауреат премии Льва Толстого, Юрий Бобков (выпуск 1975 года) — главный режиссер театра «Манекен», известного не только в стране, но и за рубежом. Ольга Пона (выпуск 1981 года) — педагог и хореограф, ее спектакли дважды отмечены премией «Золотая маска»… Список может быть продолжен.

 

Четвертая часть книги — «АТ во все времена — в делах и людях». Это уже информационное поле для коллекционеров, специалистов, любителей справочной  литературы и точных фактов. Сначала — хроника. Под номером года — основные события в жизни факультета. Деканы, их заместители, завкафедрами и профессора факультета — это очевидная информация для такого издания. Но списки выпускников, защитивших докторские и кандидатские диссертации, списки получивших те или иные награды или звания, выпускников-краснодипломников — заслуга авторов, делающая издание справочным. Завершает раздел алфавитно-биографический каталог выпускников, имеющих научные звания, государственные награды, почетные звания, достигшие значительных успехов в инженерном и изобретательском деле или сделавшие яркую административную или политическую карьеру.

 

Авторы не скрывают: поводом для создания книги стал юбилей. И потому при ее чтении не покидает ощущение праздничного лоска, причесанности, сахарности. Но, если честно, при серьезном вчитывании в тексты, это прощаешь, потому что это оправдано и подтверждено фактами. Любой факультет пишет в рекламе: «Наши выпускники работают по всей стране и за рубежом», но только читая краткие биографии, очерки и     воспоминания, действительно с любовью и уважением собранные в монографии (как известно, монографией называется труд, посвященный одному вопросу, в данном случае — одному факультету) «Мы — с автотракторного факультета», понимаешь, насколько могут быть разбросаны по миру выпускники одного факультета одного провинциального вуза и насколько значимым может быть их вклад в человеческий прогресс и историю.

Книга наводит на размышления и по поводу жанра, к которому она по идее должна относиться. Авторы рискнули соединить все в одном томе, и каждый может найти здесь полезную для себя информацию. Часть книги буквально история отечественного автомобиле-, мото- и танкостроения. Часть — история научных школ, внесших вклад в развитие техники. Еще одна — портреты ученых и преподавателей, инженеров и руководителей, созданные на основе воспоминаний учеников, коллег, подчиненных. Выверенная, энциклопедически точная и сухая информация соседствует с живыми зарисовками-воспоминаниями о времени учебы и работы, о творческих взлетах и падениях. Рядом — портреты и автопортреты, достижения в науке, технике, спорте и творчестве. Рядом — жизнь ученых, преподавателей, студентов. Рядом — воспоминания о 40-х и о 80-х, о 60-х и о 90-х. А в итоге из мозаики, каждый элемент которой, казалось бы, должно видеть в различных местах, складывается цельный образ факультета, с его преподавателями и учеными, студентами и выпускниками. Читая книгу именно с таким содержанием, вдруг понимаешь, насколько мы все связаны не только друг с другом, но и со всеми, не только с городом, но и со страной, с миром. Книга расширяет пространственные, временные и тематические границы. Когда читаешь о людях, связанных с факультетом, возникает ощущение собственной важности в мире, важности каждого отдельного человека для истории. Возникает ощущение так называемого исторического времени, когда ты находишься одновременно в современном и в прошлом, ощущаешь масштабность истории и свою причастность к ней.

И, как это ни банально звучит, формируется неоспоримая убежденность в воспитательной силе книги для получающих студенческие билеты и зачетки с записью «факультет Автотракторный». Что, как не знание истории места, в котором живешь, вуза, в котором учишься, людей, которые создавали твой факультет и то, чем пользуются миллионы других людей, — что еще способствует воспитанию патриотизма? Ведь любовь к Отечеству начинается с любви и к альма-матер. А настоящая любовь должна строиться на знаниях, которыми щедро делятся авторы.

Благодаря обширности, разнообразию и выверенности представленных материалов, книга, точкой отсчета которой является один, казалось бы, очень обычный факультет, — в конечном итоге своего рода и исследовательский труд, и картина целого периода в истории вуза, в истории Челябинской области, в истории Уральского края, в истории автомобильной и танковой промышленности.

 

Кроме того, я считаю, «Мы — с Автотракторного факультета» — пример патриотизма, студенческого братства и продуктивности творческого сотрудничества. Ведь книга создана — собрана, написана, отредактирована, сверстана, издана и финансово поддержана — исключительно выпускниками и студентами Автотракторного факультета, а это дорогого стоит. Просто так получилось, что факультет вырастил всех, кто мог понадобиться для рождения такого краеведческого документа.

Да и как может быть иначе, если в самодеятельном гимне факультета, который атэшники поют на мотив известных куплетов дона Кихота, есть строки:

 

Инженеры, кандидаты и доценты,

Годы счастья не положишь на проценты.

Трудились честно мы на благо всей страны:

Мы с Автотракторного факультета!

 

Века и годы пролетают незаметно.

Сменилась власть в стране и флаг другого цвета.

Но путь наш так же прям! Диплом напоминает нам:

Мы — с Автотракторного факультета!

 

 

 

24 июня 2004 года

Hosted by uCoz