УСТРЕМЛЁННЫЕ К ЛЮДЯМ

 

Соавтор Мария Гаврилина – мл.

 

То, что крышу нашего университета с ноября  украшают две скульптуры, не заметить очень сложно. Это яркое событие обсуждалось долго, да и сейчас споры и народная фантазия не затихают. Больше всего вопросов по поводу того, кто это, собственно, там, наверху. Разумеется, скульптуры, созданные Вардкесом Авакяном, украшают фасад главного корпуса не просто так, а со смыслом.

Слева – Прометей. Для тех, кто думает, что он знаменит только тем, что украл огонь с Олимпа – главной божественной горы Греции – или «что-то вроде того», сложно будет догадаться, какая, собственно, связь между ним и университетом. Для этого следует более подробно изучить античные мифы.

Прометей был одним из титанов (не «Титаник»), на заре создания мира воевавшими с олимпийским богами, главным из которых был Зевс. Вскоре они сумели договориться, тем самым положив начало развитию политики. Мирное существование было не слишком веселым, и боги решили создать новых существ, чтобы заселить пустующий мир. Так появились люди. Прометея они очень заинтересовали, он дал им знания: научил их возделывать землю, создавать произведения искусства и многому другому. Жизнь людей была на удивление легкой и приятной, потому что все неприятности вроде болезней, страданий и прочего Прометей запер в ящик, который спрятал у своего брата Эпиметея (буквально его имя переводится как «мыслящий после», попросту говоря – на чистом русском – «крепкий задним умом»).

Люди жили очень хорошо, и жили бы так и сейчас, если бы не одно обстоятельство: Прометей ничего не сказал им о существовании богов, поэтому должных знаков внимания боги не получали. Зевсу, как богу вообще и как верховному богу в частности, это не понравилось. Он намекнул Прометею, что, если люди не начнут почитать богов, придется создать других. Прометей решил схитрить и, разделав тушу быка и разделив ее на две кучи, предложил Зевсу выбрать, что боги будут получать в качестве жертвы. Одна куча представляла собой мясо, завернутое в шкуру и накрытое внутренностями (не слишком аппетитное зрелище), в другой лежали кости, покрытые ароматным жиром. Зевс решил взять то, что блестит, – и выбрал вторую кучу. Когда обман раскрылся, верховный бог решил, что раз люди будут получать мясо, то огонь им ни к чему. Нужно ли говорить, как стало сложно древним людям без огня. Мир погрузился во мрак.

Прометей решил в очередной раз помочь людям. Хитростью он пробрался на Олимп, украл несколько угольков и искр огня, горевшего в мастерских Гефеста, и принес его людям. Жизнь моментально наладилась, вновь заработали мастерские, люди смогли вернуть все преимущества, которые давал огонь.

Вполне закономерно, что такое отношение к распоряжению богов вызвало настоящий скандал на Олимпе. На этот раз Зевс решил наказать и Прометея тоже. Его участь была очень тяжелой: титан был прикован к пустынному утесу на Кавказе. Каждый день к нему прилетал орел и выклевывал его печень. За ночь она вырастала вновь, раны заживали, а на следующий день все повторялось снова.  Однако в конце концов Зевс простил Прометея, а Геракл спас его во время одного из своих многочисленных странствий.

Людям тоже досталось. Но на этот раз более изощрённо. Помните тот самый ящик, в котором Прометей спрятал все несчастья человечества? Боги решили открыть его. Всегда лучше действовать чужими руками, поэтому они создали прекрасную девушку по имени Пандора и отправили ее к брату Прометея, у которого ящик и хранился. Эпиметей, не устояв перед женской красотой, забыл, что принимать что-то от богов Олимпа очень рискованно, и взял Пандору в жёны. Очень скоро Пандора нашла ящик и, заинтересовавшись содержимым, открыла его, выпустив на человечество голод, боль, страдания, болезни и прочие неприятные вещи. Единственным положительным моментом было то, что помимо всего этого в ящике Пандоры хранилась надежда, которая должна была помочь людям преодолевать все трудности.

История на этом закончилась. А Прометей (кстати, имя его означает «предвидящий») так и остался главным просветителем человечества. То есть, говоря нашим языком, первым в мире преподавателем, а по объему знаний – профессором, рядом с которым все мы – только студенты. В руках же у него традиционный факел – «огонь знаний», который он заботливо готов вечно нести людям. Так что, подходя к главному корпусу, не забудьте поздороваться: студенты – с преподавателем, преподаватели  – с коллегой.

Справа же на главном корпусе – Слава. Кто же не знает, кто она такая? Эх! Редко, кто не стремится прославиться – стать известным во что бы то ни стало, прослыть в людях, чтобы пошла по миру молва, сложилось общее мнение о качестве прославленного. Ради этой необыкновенной особы некоторые шли даже на немыслимые преступления, один Герострат чего стоит, который совершил самый известный в истории человечества теракт – поджёг храм Артемиды в Эфесе. Он добился своего: от храма остался один фундамент, а люди, хоть и пытались, но так и не смогли забыть имя Герострата.

Кстати, само слово «слава» известно давно и даже богиню Славу знает весь мир. Еще в IV в. писатель Агатангел, секретарь царя Армении Тердата, писал о богине Славе как о великой царице и госпоже, поддерживающей жизнь народную, матери всяких добродетелей, матери-богине. Он описал ее храм с несметными сокровищами, где статуя богини была выполнена искусными мастерами из чистого золота. Согласно описанию, Славе приносили в жертву белых быков, коз и лошадей. Женщины выпекали для богини Славы «короваи», пироги с различной начинкой, варили вареники и бублики. Особые обряды, посвященные именно богине Славе, назывались славлением, праздник в её честь отмечали 23 апреля. Славами назывались ещё песни в честь богов. Славословие означало торжественную песнь-молитву в честь богов и героев, тот же сакральный смысл сохранился и в самой короткой молитве: «Слава Богу!»

В греческом пантеоне, однако, «полноценной» богини Славы – с биографией, подвигами, родственными связями, свойственными всем жителям Олимпа, – мы не нашли. Так что ее традиционное «женское» воплощение на фасаде главного корпуса – всего лишь символ. Зато какой! Слава, по обыкновению крылатая, стремящаяся с вершины университета (хранилища поистине прометеевских знаний) покрыть лавровым венком головы студентов, профессоров и вообще всех выходящих из Южно-Уральского государственного университета!

Слава, держащая лавровый венок…  Именно он – самая интересная деталь скульптуры. Эта, казалось бы, привычная, известная всем мелочь имеет огромное значение. Еще с древних времен венок обладает богатой религиозной символикой. В Египте право его носить имели только боги и фараоны (которые, кстати, всегда стремились доказать свое божественное происхождение). В Древней Греции носить венок было привилегией богов и людей, которые так или иначе участвовали в обрядовых церемониях. К этим же обрядам относятся и многочисленные гадания с помощью венков. В христианстве венок символизирует вознаграждение за что-либо. Но люди, в большинстве своем изменившие богам, со временем утратили религиозный смысл венка, и стали приписывать ему значение успеха, достоинства и господства.

Венок, как известно, можно делать из чего угодно. Чаще всего его делают из растений. Девушки предпочитают ромашки и одуванчики, васильки и лилии (очень даже символические в любовных обрядах цветы). Мужчинам больше подходят другие растения. Один терновый венок мученика чего стоит – не каждую голову им покроют. И не потому, что жалко, а потому, что не каждый его достоин. Так же как и венка из веток лаврового дерева. Лавр – растение прорицателей: они жевали лавровые листья, прежде чем произносить предсказания. Но самым интересным и важным, на наш взгляд, является даже не это. Лавровый венок, как уверяют авторитетные источники, это символ победы, одержанной над собой, победы над своим невежеством, слабостями и безволием, а уже потом – символ плодотворного мира, который следует из этих побед. Вот когда победа одержана, тогда и можно пожинать лавры и спокойно на них почивать.

Ну что, господа? Столько споров разгорелось вокруг наших скульптур! Кому-то не нравятся они сами, кому-то – как они установлены, кому-то ещё что-то… А может, просто где-то там, внутри нашего архетипического подсознания скрыто чувство, что мы просто пока недостойны ни жертвы Прометея, ни лаврового венка Славы?

Зачем же на зеркало-то пенять? Может, важнее себя изменить?

 

 

Опубликовано отдельной брошюрой и роздано членам ученого совета ЮУрГУ 26 января 2004 года на очередном заседании.

Hosted by uCoz