КРЫЛАТАЯ БЕСТИЯ

 

С образом Славы все оказалось намного проще, чем с Прометеем. Ее образ никогда не вызывал сомнений и особых разнотолкований у авторов. Постоянные атрибуты этой особы – крылья и лавровый венок. Про лавровый венок мы уже говорили. А вот про крылья…

Интересно, что у солидных богов, которые, согласно греческой мифологии, действительно вершили судьбы мира, не было крыльев. Это средство передвижения характерно, например, для Амура, имевшего обыкновение шутить, посылая стрелы любви направо и налево, да так, что любовь просто сводила жертв с ума. Как чувство может внезапно охватить человека и как оно проходит – улетучивается – известно. А всё крылья! – символ стремительности и непостоянства.  Вот и Славе они были даны. С одной стороны, это хорошо: она всегда стремится к победителю с лавровым венком, с другой – печально: как прилетела, так и улетит на своих крыльях и «до свидания» не скажет.

По некоторым версиям, кроме крыльев и венка, богиня Славы имеет еще и трубу, благодаря которой весть о прославленном ею герое разносится намного быстрее (как известно, скорость звука ниже скорости света, но выше скорости среднестатистического физического тела). По другим версиям трубами обладала ангельская свита – гении – Славы: у нее в руках лавровый венок, а у сопровождающих ее ангелочков – средства массового оповещения.

Венки Слава любили не только герои, но и боги. И Слава понимала это: она призывала людей богов славить. Некоторые даже считали ее матерью. Об этом, например, говорится в «Книге Велеса»[1]: «Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать, снопы свивая, на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и почитать Его как Отца Божьего: Отцом нашим, а Матерью — Славу. И потому мы должны бросать в огонь травы и призывать Матерь Славу и Велеса. Ибо Они учили нас чтить Богов наших и водили за руку Стезей Прави». Согласно этой на самом деле мало известной широкому кругу людей древнеславянской мифологии, богиня Слава именовалась еще и Сида (что означает «мудрая»), она же – Вила, Азовка, а в Египте – Исида, покровительница всех людей, стремящихся познать Истину, она есть путь в Вечность. А Велес, кстати, управитель земли, бог любви, богатства, животного мира, а также проводник в мир загробный. В «Книге Велеса» –  так говорится о наших предках: «Так мы шли и не были нахлебниками, а были славянамирусами, которые богам славу поют и потому – суть славяне».

Кстати, именно у славян Матерь-Слава имеет воплощение в образе птицы – Птицы-Славы. Согласно велесовой мифологии, является посланницей Всевышнего и именно она принесла на своих крыльях нашим праотцам огонь жизни, который творит бог Перун (что-то это напоминает! – авт.).  Всем известный образ русской Жар-птицы – одно из народно-художественных воплощений Птицы-Славы-Матери…

Кроме того, толкователи славянской мифологии утверждают, что Птица-Слава (крылатая Слава) – воплощенный в образе птицы символ чести и славы Руси, в ней заключена память о подвигах отцов и пращуров и слава каждого русича, павшего за свою землю, или прославившего ее иными благими деяниями. Сияющий лик Славы (а также яркое оперение Жар-птицы) не только символизирует победы, но и призывает к новым подвигам.

Но вернемся к Славе в классическом искусстве.

Литература в основном подарила нам размышления о непостоянстве славы и о возможности быть достойными ее. В Гомеровских поэмах слава названа неувядающей – по традиции героических эпосов вообще. Гектор, например, просил выдать убитых им ахейцев, чтобы похоронить, ибо свято верил, что слава его не погибнет, благодаря тому, что сохранятся могилы его врагов. И не так уж он был неправ.

Д. Байрон[2] был краток:

О  вы, любовь и слава! С давних пор
Вы радостно витаете над нами.
Так пламенно-блестящий метеор
Слепит и жжет волшебными лучами
Угрюмый путь среди ледовых гор,
А мы глядим на вас, но знаем сами,
Что все равно в ночной последний час
В морозной мгле покинете вы нас...

Именно литераторы подчеркивали и недостатки Славы (чисто женские), например, И. Богданович[3]:

Но часто похвалы

Бывают меж людей опаснее хулы…

Презорна спесь не любит,

Когда повсюду трубит

Прямую правду вслух

Болтливая богиня Слава.

 
Один из важнейших вопросов – достоин кто-то или не достоин славы. «Народ»,  например, писал в 1938 году:
Страна – это ты!                     
Страна – это я!                      
Страна – это гордость твоя и моя!    
Творец нашей славы, создатель побед, 

Тебя выбираю в Верховный Совет!

 

(Автор этого текста не был обозначен. А о ком он, догадайтесь сами – авт.).

В своей поэме «Дочь Славы» Я. Коллар[4] создал образ богини как покровительницы славян. В такой трактовке он был широко распространен в чешской и словацкой традиции начала XIX в., прошел через всю литературу эпохи национального возрождения и использовался как символ всего славянства в неославянофильской литературе начала XX в. в России. В пасторали «Вила Словинка» («Дева Славянка») хорватский писатель Ю. Баракович[5] описывает свое путешествие по окрестностям Шибеника и встречу с прекрасной фантастической девой (вилой) – Словинкой, рассказавшей о происхождении славян и их языке. Однако именно Я. Коллар (1793-1852), словак по происхождению, создал мифический божественный образ:

Мать Слава, опершись рукой о трон,
среди небес блистает неустанно
своею мантиею звездотканной,
своей короной четырех племен.
У ног ее лежат коврами страны,
величьем лик богини осенен.
В деснице - скипетр, шуйцей гром взметен,
превыше туч она главой венчанной.
Так вознеслась и станом, и челом
богиня, что ее орлиный взгляд
объемлет небо звездное кругом,
когда, вкушая материнства сладость,
стоит она среди любимых чад,
вокруг нее сплоченных ей на радость.

Но больше всего изображений славы, разумеется, в живописи и скульптуре. У П. Рубенса[6], например, на картине «Персей и Андромеда» крылатая Слава покрывает лавровым венком героя за то, что тот спас царевну, убив морского дракона. Лавровый венок – символ победы. И слава так и ассоциируется в основном с победами – особенно военными, в память о которых возводили триумфальные арки.

Слава, управляющая шестеркой лошадей, венчает триумфальную арку на Тверской в Москве. В этой работе О. Бове[7] большую помощь оказали его единомышленники и коллеги – И. Витали[8] и И. Тимофеев[9].

Еще одно известное скульптурное  воплощение богини – знаменитая «Колесница Славы», венчающая триумфальную арку Главного штаба на Дворовой площади в Санкт-Петербурге. Эскиз этого украшения был выполнен архитектором К.И. Росси[10] по поручению императора Николая I в марте 1827 г. Скульптурная группа была создана академиками С.С. Пименовым[11] и В.И. Демут-Малиновским[12] в декабре 1828 г.

В том же Петербурге на здании Публичной библиотеки богини Славы (во множественном числе) прославляют книгу, окружную лавровым венком.

З. Церетели[13] тоже воплотил богиню Славу: для здания военного музей были сотворены конные статуи богинь Победы и Славы.

Многочисленные колонны Славы по всему миру представляют собой часто столбы с фигуркой Ники – богини победы – на верхушке или самой колонне.

Образ капризной богини порой использовали в весьма прикладных целях. В знаменитой усадьбе Архангельское, например, собрана коллекция светильников, украшенных в том числе и фигурками богини Славы. Понятно: славы хотели все, хотя бы такой маленькой и домашней.

Что касается нашей традиционно крылатой Славы, то щедрость ее, устремленной к нам именно с лавровым венком, поистине божественная. Как известно, слава с людей переходит на места, дела и вещи, связанные с победами. Слава покроет венком наши головы, так пусть же наши имена и дела сделают славу нашему университету!

 

 

Опубликовано: «Технополис», 21.02.2004



[1] Книга Велеса, священное писание языческих славян. Велес – бог богатства и мудрости.

[2] Байрон (Byron) Джордж Гордон (1788 – 1824), лорд, английский поэт.

[3] Богданович Ипполит Федорович (1743 – 1803), русский поэт.

[4] Коллар Ян (1793 – 1852), чешско-словацкий поэт.

[5] Ю. Баракович, хорватский писатель.

[6] Рубен Питер Пауэл (1577 – 1640), фламандский живописец.

[7] Бове Осип Иванович (1784 – 1834), архитектор.

[8] Витали Иван Петрович [1794 –  5(17).7.1855], русский скульптор.

[9] Тимофеев Иван Тимофеевич, русский скульптор.

[10] Росси Карл Иванович (1775 – 1849), российский архитектор.

[11] Пименов Степан Степанович (1784 – 1833), русский скульптор.

[12] Демут-Малиновский Василий Иванович (1779 – 1846), русский скульптор.

[13] Церетели (Цулукидзе) Зураб Константинович (р. 4.1.1934), художник, скульптор.

Hosted by uCoz