ДАЕШЬ КОНТАКТ

 

Две вещи не исчезнут никогда – книга и «контактное» образование.

Контактное (я ввожу новый термин) – это недистанционное, обычное, классическое, самое что ни на есть привычное образование. А дистанционным (термин уже традиционный, хотя не всеми понимаемый правильно) называют образование, которое вы получаете, сидя себе дома, никуда не выезжая за пределы удобного вам местоположения, и учитесь в вузе, расположенном где-нибудь за тридевять земель от вас, выполняя работы, слушая лекции, сдавая зачеты и экзамены.

Не путать с заочным! Заочная форма требует периодического посещения учебного заведения: для слушания лекций, получения консультаций, сдачи экзаменов и зачетов. А при дистанционном образовании предполагается связь с учебным заведением и преподавателем с помощью Internet’а. Даже экзамен в идеале может быть принят по сети. На самом деле очень удобно, если у вас есть налаженная связь.

Но что-то главное теряется при таком образовании. Дело даже не в том, что открывается простор халтуре и обману. Их достаточно при любом образовании.

Теряется прямое взаимодействие личностей. Не знаю, как другие, а я, учась в институте,  всегда ходила «на преподавателя». Мне нужна была не лекция как источник знания (я всегда была убеждена в том, что 99,9 процента сообщаемого на лекциях можно найти в книгах), а преподаватель – как личность, как человек, обладающий своей точкой зрения на предмет, как специалист, с которым можно обсудить тонкости различных научных концепций, взглядов на предмет. Мне нужна была та самая одна десятая доля процента, которая помогала мне расти, вырабатывать свой взгляд на вещи. У меня таких преподавателей было три. Мало? Может быть. А может, и нет, многие не находят за свою жизнь и одного и не могут гордо сказать: «Я ученик такого-то». Я – могу.

Дистанционное образование не дает личностного контакта. В принципе при развитой и налаженной связи я смогу в режиме on-line даже послушать какого-нибудь преподавателя, находящегося над другом конце мира. Но будет ли это общение, взаимодействие? Воздействие – может быть. Краткий вопрос – краткий ответ, как в прямом эфире интерактивного радио. Но долгого обсуждения волнующей проблемы, с рассматриванием разных позиций, отстаивания своей и оспаривания чужой – вряд ли. И это не образование. Это обмен информацией, знаниями. А куча знаний не есть образование.

Образование – это процесс создания собственного образа мира, который охватывает все. Когда этот образ сформирован, человек становится способен максимально эффективно взаимодействовать с миром. Если образ не совершенен, человек совершает ошибки. Чем более точен образ мира, тем меньше ошибок. Человек просто представляет себе взаимосвязь всего, из чего состоит мир, – и внешнего и внутреннего (наша и чужая внутренняя жизнь тоже часть мира). Образ мира меняется, как меняется его носитель, он меняется под воздействием других и чужих образов и во взаимодействии с ними. Он творится всю жизнь, и у каждого он свой, потому что он складывается по мере приобретения опыта, а опыт каждого неповторим.

Опыт же состоит не только из знаний фактов, процессов и действий, но и из переживаний. А где вы возьмете переживания, если имеете доступ только к информации и не видите, как эта информация вписывается в мир, воспринимается в нем, как ее оценивают и переживают другие? От того, что произнесешь слово «шоколад», сладко во рту не станет. Если я скажу: «Меня охватило "вардиго"», вы, скорее всего, догадаетесь, что я говорю о каком-то чувстве, но вряд ли поймете, что я имею в виду. Вы же никогда не видели, в какой ситуации оно возникает и как проявляется. И никакими словами это не описать. Любой словесный подбор будет не точным. Вы сможете понять, о чем я говорю, только если увидите, как это произойдет со мной. А сможете ли вы это сделать дистанционно? Чтобы составить себе представление о моем переживании, вы должны меня видеть, слышать, осязать, обонять (даже не догадываясь об этом, на подсознательном уровне), эмпатировать мне (сопереживать) – только тогда у вас сложится образ моего «вардиго».

Что ни говорите, а контакт необходим. Личный и личностный. Для передачи образов, переживаний, творения своего мира и мира других людей.

Кроме «контактного» преподавания, есть одно средство бесконтактной передачи образа своего мира другому человеку – КНИГА обыкновенная. Можно быть за тысячу лет и километров от автора и испытывать его буквально капиллярное воздействие на себе.

Книга – это не компьютер. Написание настоящей книги, способной передать внутренний мир человека, – это долгий процесс, требующий тщательного выбора слов, который может сделать только особо одаренный человек. Чем точнее автор передает свой образ мира, чем большее число людей смогли обогатиться им и преобразовать свой образ мира, – тем гениальнее автор. Я не говорю писатель, потому что речь не идет обязательно об авторах художественный произведений. Есть и ученые – создатели теорий, концепций – чьи труды и открытия перевернули сознание человечества.

И никогда КНИГУ не заменит компьютер. Он принципиально требует других условий создания и восприятия информации. Главное его достоинство – объем и оперативность. И это хорошо. Но… Сидя у компьютера, можно погрузиться в мир событий, однако сложно погрузиться в мир переживаний, который требует интимной обстановки, тишины, не очень яркого света, уюта, пледа, наконец. Многие считают, что компьютер заменит книгу. Нет. Компьютер – это другая технология. Он хорош там, где он хорош. Когда-то считали, что кинематограф заменит театр, телевидение и видео – и то, и другое. Но этого не произошло. Всему свое место, время и назначение.

Так и в образовании. Что бы ни придумали методисты и ученые, всегда будет проходить граница между знанием и образованием. Количество передаваемого знания можно и нужно увеличить. Несомненно, нужно учить обращаться с информацией, находить ее и использовать. И сделать это, действительно,  можно техническими средствами и приемами, не вступая в непосредственный контакт с учащимся (ведь речь идет лишь о технологиях – что-то вроде инструкций). Но вот дать образование, способное помочь человеку отличать добро от зла, изменить себя, мир, окружающих, не нанося им при этом ущерба, сможет только личность, вступающая в контакт с другой личностью.

Я уважаю прогресс, развитие технологий, стремление людей выразить себя разными способами, их стремление изменить окружающий мир. Главное – не абсолютизировать какую-то одну идею или технологию. Ничто в мире не совершенно.

И еще…

Менее большая притча

Двое юношей спорили о том, что человеку нужно больше всего, а без чего можно обойтись, и не могли прийти к общему мнению. Тогда они обратились к мудрецу.  

         Самое нужное – это образование, – сказал мудрец. – Оно – путь к совершенству и счастью. Образование приводит к пониманию законов жизни, дает ощущение гармонии, способность управлять людьми, предметами и процессами, видение всего вглубь и вширь.  Для образованного человека мир полон красок, звуков и жизни, богат и разнообразен. Образованный человек пользуется уважением окружающих, успешно делает карьеру. Предвидя последствия своих решений, он выбирает лучший путь, потому что ему знакома связь вещей. Он может победить врагов и сохранить мир. Только благодаря образованию человек развивается, осваивая опыт предков, сохраняя традиции и создавая новую культуру.

         Тогда скажи, мудрец, без чего можно обойтись?

         Без образования. Получение его требует сил, времени и денег. Человек, стремящийся быть образованным, учиться всю жизнь. Образование само по себе не греет и не кормит. Оно делает человека слабым, потому что он начинает сомневаться, стараясь сделать все  лучше и понимая несовершенство своих решений. Люди не любят тех, кто хоть в чем-то их превосходит, образованный человек рождает в других зависть и ревность, они не прощают ему превосходства. Простая грубая сила достигает результата быстрее и не беспокоится сомнениями. Образование усложняет мир, делая его бесконечным.

         Так что же нам желать? – спросили юноши.

         Каждый выбирает по себе…

 

24 сентября 2001 года

Hosted by uCoz